Беседина Галина Михайловна
Консультация «Эмоциональный интеллект у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно представить нашу жизнь без эмоций – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. Но нужно понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них важна и является ключом к познанию себя и окружающего мира.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Публикация «Консультация „Эмоциональный интеллект у детей“» размещена в разделах
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – это основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Внедрение технологии развития эмоционального интеллекта в МАДОУ № 30 «Росинка» началось с создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе, закуплен учебно-методический комплект «Академия Монсиков. Краски эмоций» для детей 5-7 лет.
Курс "Краски Эмоций" знакомит детей с базовыми эмоциями, а также с ключевыми понятиями, необходимыми для социализации и самоорганизации ребенка. Задания в тетрадях представляют собой увлекательное квест-приключение и направлены на изучение и понимание различных, а также на развитие внимания, наблюдательности, мелкой моторики рук и навыков письма, логического мышления, простых навыков коммуникации.
Наши воспитанники познакомились с новыми персонажами и очень их полюбили.
Эти сказочные персонажи живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций, чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры.
Каждый Монсик – это проводник одной из эмоций или полезного навыка, он помогает ребенку познакомиться с эмоциями, чувствами, умениями и подружиться с ними.
Монсики рассказывают и показывают детям, как не унывать, как находить выход из сложных ситуаций, как быть ответственными и внимательными, преодолевать страхи, ставить цели и достигать их.
Утро в детском саду начинается с приветствия детей и педагога (игры «Давайте поздороваемся») и «Эмоциональной зарядки монсиков» :
«Улыбнёмся мы вот так,
Застесняемся вот так,
Рассмеёмся, разозлимся,
Топнем ножной, удивимся,
Хмурим брови, расправляем.
Хорошо все чувства знаем!
Дети садятся в полукруг (круг).
Затем ребята отмечают свое настроение на групповом «Экране настроения». В течение дня настроение может измениться и ребенок в любое время может поменять местоположение своей фотографии. Это помогает ему в ненавящевой форме осознать свое эмоциональное состояние и проявлять внимание к эмоциональному состоянию и настроению сверстников.
Работа по развитию эмоционального интеллекта проводится по подгруппам из 6 человек в первой или второй половине дня в следующих направлениях:
- обучение детей умению распознавать и понимать свои эмоций и чувства,
- формировать способность осознанно их регулировать,
- формировать умение устанавливать контакты с разными людьми и способность к сотрудничеству с ними.
В процессе образовательной деятельности ребята знакомятся с эмоцией, играют в ролевые игры, изучают интересные факты; решают логические задачи; читают художественную литературу, изготавливают коллажи, поделки. При этом активируются сенсорные системы ребёнка, развивается его произвольность поведения.
В конце каждого занятия проводится коммуникативное упражнение «Ласковые ладошки». Таким образом дети благодарят друг друга за хорошую работу и положительные эмоции.
С целью сплочения детского коллектива активно используется пособие «Коробочка эмоций». В коробочке собраны предметы, ассоциирующиеся с пятью органами чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание. Манипулируя с каждым из них, у ребенка активизируются сенсорные системы, позволяющие создать необходимый эмоциональный фон и осознать свои эмоции.
В группе функционирует «Почта Монсиков». При возникновении трудностей во взаимоотношениях со сверстниками или родителями ребенок может написать или нарисовать письмо Монсику, в помощи которого он нуждается в данный момент и отправить его по почте, а через некоторое время получить письмо от Монсика с советом или словами поддержки.
Знакомство с эмоциями и обучение детей умению распознавать и контролировать их проходит в игровой форме. С этой целью активно используются различные методы, приемы и технологии.
- игры на снятие эмоционального напряжения акцентируют внимание детей на собственные эмоции и мышцы своего тела. Обучают навыкам саморегуляции и релаксации.
- психогимнастика расширят знания детей о жестах, помогает научить ребенка понимать невербальные сигналы других людей;
- В процессе чтения произведений художественной литературы ребята сравнивают себя с положительным героем, активно сопереживают ему; дают отрицательную оценку поведению и поступкам отрицательного героя;
- В театрализованной деятельности дети примеряют на себе роли этих героев, пытаются выразить их внутренне эмоциональное состояние и понять причины их поступков.
- Решение ситуативных задач – это один из самых эффективных способов развития эмоционального интеллекта у дошкольников. В процессе обсуждения, проигрывания игровой задачи у ребенка формируется собственная позиция поведения и желание контролировать свои эмоции в соответствии с ситуацией.
В процессе систематической деятельности у детей отмечается положительная динамика. Ребята научились распознавать базовые эмоции, стали более уверенными, эмоционально раскрепощенными, у многих снизился уровень тревожности, в группе стало меньше возникать конфликтных ситуаций, появились первые навыки сотрудничества.