Приложение МААМ

Эмоциональное выгорание ухаживающего взрослого за ребенком — инвалидом с тяжелыми множественными нарушениями развития

Юлия Шестакова
Эмоциональное выгорание ухаживающего взрослого за ребенком — инвалидом с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы

Рождение ребенка с особенностями развития «запускает» механизм процессов «переживания горя» и нарушения психофизического и соматического здоровья.

Одно из первостепенных условий социализации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) - создание естественной адекватной микросоциальной обстановки в семье.

Темочки:

К сожалению, как показывает статистика, во многих семьях не только не созданы соответствующие условия обучения и воспитания, но и, напротив, внутрисемейные события оказывают пагубное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая пагубная внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

- повышенной степени душевно-психологической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с проблемами в развитии;

- отсутствие стремления к оказанию помощи и поддержки ребенку;

- отсутствие первоначальных психолого-педагогических знаний и компетенций у родителей;

- непринятия особенных потребностей ребенка, что может быть обусловлено как особенностями личности родителей, позициями и установками, так и культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.

В качестве факторов, приводящих к эмоциональному дисбалансу со-стояния взрослого, ухаживающего за ребенком с ТМНР, выступает сочетание расстройств ребенка : сенсорных, психологических, двигательных, речевых, поведенческих и т. д. Процесс жизнедеятельности семьи, воспитания и социализации ребенка с ТМНР может осложняться тем, что родители, особенно матери, не допускают и не принимают проблемы, стремятся их полностью игнорировать, тем самым способствуя еще большему нарастанию и обострению.

На семью с ребенком-инвалидом наслаиваются медицинские, финансовые, социально-психологические препятствия, которые приводят к возникновению семейных и личных проблем. Усугубиться положение может уходом из семьи одного из родителей, как правило, отца ребенка. Появление в семье ребенка-инвалида вызывает у отца небывалый внутренний психологический хаос и диссонанс: изменяется представление о своей роли и месте в жизни, приходится противостоять и настороженному отношению со стороны окружающих, и собственной растерянностью перед сложившимися обстоятельствами. Возникает чувство вины, гнева, приводящие к длительной депрессии и сильному отчаянию. Мужчина все чаще склоняется к решению покинуть семью и в конце концов – уходит.

Взрослому, находящемуся рядом с ребенком в периоды его пребывания дома, необходимо заботиться о создании коррекционно-обучающей среды. Понимание потребностей и возможностей ребенка невозможно без владения определенными знаниями в области дефектологии и коррекционной педагогики. Владение практическими навыками и компетенциями позволят правильно с ним взаимодействовать и общаться. Однако и здесь у родителя может проявиться чувство отчаянья, потерянности, если длительное время не видны результаты своей деятельности.

Женщина лишается возможности перераспределить традиционные внутрисемейные обязанности. Изменяется профиль жизнедеятельности в целом. Пролонгированный характер стресса чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации ухаживающего взрослого, матери. Жизнедеятельность с ребенком, имеющим тяжелые множественные нарушения развития, выполнение ежедневных бытовых рутин, забота о соматическом здоровье, финансовые затраты – заставляют жить в постоянной тревоге, забирает много сил. Внутрисемейная ситуация вынуждает жить, направляя основные силы на удовлетворение потребностей ребенка и невозможности уделять внимание своим собственным интересам и потребностям. Потребность карьерного, профессионального, личностного роста нивелируется. Устойчивые негативные чувства – отчаяние, безнадежность, беспокойство, нервозность, страх, разочарование, вина, стыд – все перечисленное «запускает» процесс эмоционального выгорания. Ситуации длительного эмоционального напряжения – закрытость, изменение эмоционально-ценностного отношения к себе, конструктивное изменение образа «Я», отсутствие стимулов для внутренней духовной работы – «закрепляет» состояние эмоционального выгорания, приводящие к истощению собственных ресурсов и сил матери.

Чувство одиночества и потерянности, психосоматические расстройства – все это результат хронического эмоционального стресса. Находясь в социально - коммуникативном ограниченном пространстве, ежедневно повышенной физической и моральной нагрузки, у матерей можно наблюдать депрессивное настроение: снижение мотивированной активности, самооценки, потере интереса к окружающему. Болезненное пребывание матери - это ответная реакция на травмирующее переживание всего биологического и физического состояния. Очень часто могут обостриться соматические заболевания: нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, вегетососудистая дистония, ослабление иммунитета. Еще один фактор – низкая стрессоустойчивость. Почти всю свою энергию матери приходится тратить на борьбу со стресс-факторами (забота о ребенке, болезни, уход одного из членов семьи и т. д., появляется хроническое истощение, кото-рое при не устранении источника стресса может перерасти в психосоматическое заболевание.

В закреплении эмоционального выгорания немаловажную роль играет необъективность принятия проблем развития ребенка, дефицитность теплых эмоционально-тактильных отношений. Перечисленные параметры, как правило, провоцируют развитие дисгармоничных отношений ребенка с ТМНР с матерью, с социумом, и являются причиной дисгармоничного становления и закрепления дезадаптивных характерологических черт.

Крайняя степень эмоционального выгорания – материнская депривация – наблюдается во взаимоотношениях «ребенок – мать» и при личностной незрелости, и при невозможности перенести случившийся жизненный удар.

На эмоциональное выгорание матери указывает также нестабильность и дисгармонизация «внутреннего мира» : обесценивание себя и своих способностей, необъективное представление себя другими людьми, притупление гибкости эмоционального восприятия. По данным исследований, третья часть матерей считают себя не способными вызвать уважение, симпатию и принятие со стороны окружающих. Ставят под сомнение ценность собственной личности, не принимают себя, свои качества.

Особо значимо оказывают свое воздействие на состояние матерей повторные психотравмы, теперь уже не связанные непосредственно с состоянием ребенка : конфликты, ссоры, потеря работы и т. д. Причем новая травмирующая ситуация будет оцениваться как более тяжелая, глубокая и длительная.

Факт рождения ребенка с тяжелыми патологиями развития, бесспорно, является причиной дисбаланса психического и физического состояния матери. Психоэмоциональное выгорание, вызванное состоянием депрессии, стресса, напряжения может затянуться на достаточно длительное время, так как всё привычное семье одним разом разрушается, а обретение новых жизненных смыслов и приоритетов растягивается на неопределенно длительный срок. Важно научить взрослого, ухаживающего за ребенком с ТМНР, стремлению относиться к любой проблеме конструктивно: не углубляться длительно в переживание произошедших фактов. Пытаться эффективно приспосабливаться к новым условиям, изменять свое отношение к возникающим трудностям.

Список используемой литературы

1. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.

2. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М. : Национальный книжный центр, 2014. — 160 с.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для родителей «Техника «Я-сообщение», как способ общения взрослого с ребенком «на равных» Нередко самая безобидная, на первый взгляд, фраза может привести к образованию стойкого невроза. В психологической литературе описано много.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное выгорание ухаживающего взрослого за ребенком — инвалидом с тяжелыми множественными нарушениями развития
Опубликовано: 11 января 2023 в 08:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное выгорание ухаживающего взрослого за ребенком — инвалидом с тяжелыми множественными нарушениями развития» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шестакова (УИ 344157) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД