Татьяна Сафронова
Эмоциональное развитие детей
Малыши очень непосредственны в выражении чувств: если радуются, то бурно, если обижаются, то глубоко, если боятся, то до дрожи, а радуются до сияния. Развитие внимательного и уважительного отношения к эмоциям, умения управлять ими - одна из главных сторон воспитания. Задача взрослого - помочь малышу в этом. Эмоциональная сфера ребенка с самого рождения развивается во взаимодействии с окружающими, в первую очередь с семьей. В общении малыш учится непосредственно, но не нарушая чужих границ, выражать свои эмоции, понимать их, описывать их словами, находить причины их возникновения и последствия их проявления. Другое не менее важное умение, которое он приобретает, - распознавание и понимание эмоций окружающих его людей.
Публикация «Эмоциональное развитие детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства и что с ними делать. Нас больше учили прятать свои эмоции и подавлять их : «Плакать стыдно, ты же мальчик, а мужчины не плачут!», «Злиться — плохо, ты же хорошая девочка». Поэтому в своей взрослой жизни мы не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать своё эмоциональное состояние. В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Однако современные научные исследования объясняют, что эмоции — это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и как максимум к стрессам и психосоматическим заболеваниям.
Развитие эмоционального интеллекта ребенка начинается с его взаимоотношений с родителями. Как же нам помочь детям обрести душевное равновесие и научиться работать с эмоциями?
Очень важен положительный пример взрослого. Покажите своему ребенку, что можно понимать и свои эмоции и управлять ими. Проявляйте внимательное и уважительное отношение к других людей. Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».
Искренне и доброжелательно разговаривайте с ребенком, обсуждайте ситуации, которые с ним происходят. Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.
Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир. Помогите ребенку самому распознать или даже назвать эмоцию, которую он испытывает. Вместе найдите причину и последствия ее проявления.
Например:
Играя на детской площадке, ребенок проявил агрессию, когда у него отобрали машинку.
Разговор с малышом:
-Ты заорал и оттолкнул Ваню (поведение, потому что разозлился (эмоция, когда он забрал у тебя машинку (причина). Ваня тоже разозлился и толкнул тебя. Вы вместе огорчились, злость – плохой советчик (последствия). Что ты мог бы сделать?
Если малыш не может сформулировать не конфликтных вариантов решения ситуации, предложите их сами и вместе выберите лучший вариант.
Протяните руку помощи своему малышу, познакомьте его со своими эмоциями, и научите управлять ими. Пусть он учится осознавать и принимать свои эмоции, а не скрывать и подавлять их. Это поможет лучше понимать себя, он будет более уверенный в себе, даст возможность успешно взаимодействовать с окружающими людьми и находить сложные решения в сложных жизненных ситуациях.