евгения воронкова
Разнообразие методов и приёмов, способствующих охране физического и психического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ гласит: здоровье- это отсутствие болезней. Но такого понимания не достаточно. По определению ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) «ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще, можно говорить о 3 видах здоровья : о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном) :
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
- ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо функционируют все органы и системы, то и организм человека правильно развивается.
- ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ - определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.
Основными задачами дошкольного учреждения по воспитанию здорового дошкольника являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия;
- организация рационального режима дня, полноценного питания;
- обеспечение безопасности детей.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с «программой воспитания и обучения в детском саду», по которой мы работаем, физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться, как на специальных физических занятиях, так и в повседневной жизни. Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала.
В детском саду должны создаваться благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечиваться заботливый уход за детьми, пребывание на свежем воздухе, организуется полноценное питание, систематически во все времена года проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия. Особое внимание в системе физического воспитания должно уделяться проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей.
Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Для этого необходимы:
- чёткая организация теплового и воздушного режима помещения
- рациональная не перегревающая одежда для детей
- соблюдение режима прогулок во все времена года (4 – 5 часов)
- сон при открытых фрамугах
- гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой)
- хождение босиком (при t пола 18° C)
В разных возрастных группах проводят разные виды закаливания.
В проблеме охраны здоровья детей нельзя не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.
Основное средство воздействия - пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:
- через оформление различных стендов
- индивидуальные беседы
- родительские собрания
- участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья
- посещение родителями занятий
Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей.
Методы – путь достижения результата.
Формы воспитательной работы, способствующие укреплению здоровья в образовательном учреждении:
Организация совместной деятельности с родителями (праздники, собрания, дни здоровья и т. д.)
Организация просветительской деятельности (лектории, консультации специалистов и т. д.)
Наглядно-просветительская деятельность (плакату, стенды, брошюры и т. д.)
Пути сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса:
Организация двигательной активности в образовательном процессе (утренняя гимнастика, динамические паузы и т. д.)
Создание служб -
конфликтологической, психологической, социальной.
Внедрение здорового питания для всех участников педагогического процесса (витаминный чай, кислородные коктейли и т. д.)
Совместная организация работы с медицинской службой.
Организация водно-питьевого режима.
Диагностирование, мониторинги и т. д.
В своей группе необходимо создать оздоровительный режим дня, который способствует полноценному психическому и гармоничному физическому развитию, с учетом состояния здоровья детей, возраста, а так же времени года. Регулярно проводить медико-педагогический контроль формирования двигательных навыков, следить за развитием физических качеств. Данные мероприятия дают возможность своевременно изменять методику работы, внося необходимые корректировки. В своей работе необходимо использовать медико-восстановительные методики и приемы, способствующие достижению воспитательно-оздоровительных целей, различные здоровьесберегающие технологии.
Для охраны здоровья детей и его укрепления необходимо предусматривать охрану психологического здоровья, как наиболее приоритетное направление, оздоровление фитонцидами, профилактику заболеваемости, рациональный двигательный режим, закаливание с учетом состояния здоровья деток, лечебно-оздоровительную работу, корригирующую работу с детьми имеющими плоскостопие.
1. Охрана психологического здоровья – применение приемов релаксации, таких как минуты тишины, гимнастика в постели, музыкальные паузы. Активное использование игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы, различных игр-тренингов для подавления отрицательных эмоций. А так же повсеместно используем музыкотерапию.
2. Оздоровление фитонцидами подразумевает круглогодичное применение чесночо- луковой терапии.
3 Профилактические меры, предусматривающие сокращение заболеваемости:
а) дыхательная гимнастика, проводимая в игровой форме;
б) каждодневная утренняя гимнастика;
в) постоянное использование подвижных и различных динамических игр, прогулки на свежем воздухе;
г) проведение гимнастики после сна;
д) использование пальчиковой гимнастики во время НОД и в режимных моментах;
е) оздоровительный бег по «Дорожке здоровья».
4. К закаливающим процедурам относятся:
а) принятие детьми воздушных ванн;
б) босохождение по рельефным коврикам;
в) постоянное использование игр с водой;
г) НОД по ОБЖ;
д) контрастное полоскание полости рта.
5. Корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия у детей.
К тому же, для оптимизации режима дня, должны соблюдаться каждодневные гимнастические и водные процедуры (мытье рук, умывание и т. д., световоздушные ванны (своевременное проветривание помещений и т. д., определена оптимальная нагрузка на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (группа здоровья) .
Современные здоровьесберегающие технологии.
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения
Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму