Елена Макаренко
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В. А. Сухомлинский.
Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.
Публикация «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития» размещена в разделах
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания его в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. В этой работе в единой взаимосвязи участвуют все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада, родители.
Актуальность: Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в Федеральном государственном образовательном стандарте, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьёзную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.
Определив основной целью работы нашего детского сада обеспечение благоприятных условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья детей.
В процессе работы решались следующие задачи:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей, повышать функциональные и адаптационные возможности организма детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
3. Воспитывать у детей ценностное отношение к здоровью, формировать привычку к здоровому образу жизни.
Реализация работы детского сада осуществляется по основным направлениям:
1. Организационно-методическое и материальное обеспечение оздоровления детей.
2. Профилактическая работа.
3. Физкультурно-оздоровительная работа.
4. Обеспечение психического благополучия ребенка.
5. Организация работы с родителями.
Работа по сохранению психического здоровья дошкольников средствами художественно-эстетического развития состоит :
• обновления содержания образования (выбор программ и технологий);
• создания условий для художественно-эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
• организации образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• координации работы с другими учреждениями и организациями.
В детском саду созданы необходимые условия для сохранения психического здоровья детей :
1. В группах оборудованы, театрализованные центры.
2. Центры по художественно-продуктивной деятельности.
3. В уголках изотворчества как, традиционные виды материалов; (цветные карандаши, пластилин, бумага разных размеров и т. д так же нетрадиционные (губки, штампы, трафареты, шариковый пластилин, воск, восковые мелки, крупа, трубочки, крышечки, перо).
Особое внимание хочется уделить художественному творчеству и как он влияние на психику ребенка дошкольного возраста.
Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
В раскрытии сущности художественного творчества была выдвинута, в частности, интересная идея выделения структурных факторов творческой деятельности, таких, как «силы творчества» представленная в исследовании Г. Л. Ермаш «Творческая природа искусства».
Методическая работа с педагогами осуществляется по следующим направлениям:
• организация здоровьесберегающей среды в детском саду;
• изучение и внедрение в практику работы педагогического опыта, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
• диагностика состояния здоровья и уровня физического развития дошкольников.
• пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников;
• работа по формированию жизненных приоритетов и ценностных установок на здоровый образ жизни.
В рамках этой работы были проведены следующие мероприятия:
Педсовет: «Обеспечение физического и психического здоровья детей путём внедрения здоровье сберегающих технологий».
Целью которого было: поиск путей оптимизации создание условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
• Доклад на тему: «Создание условий для обеспечения физического и психического здоровья детей»;
Был проведё н тематический контроль по теме:
• «О результативности работы по оздоровлению дошкольников»;
Консультации для педагогов:
• «Методика проведения релаксации»,
• «Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно – оздоровительной работе в детском саду».
1. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики
2. Во всех возрастных группах разработано комплексно – тематическое планирование на тему «Я выросту здоровым».
Провели открытые мероприятия: непосредственно – образовательная деятельность была просмотрена в младших и старших группах. Воспитатель в младшей группе провела интегрированное занятие «В гости к лесным жителям», использовала на занятии массажные дорожки, мячи для массажа рук. Воспитатель средней группы в образовательных областях «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», рассказала детям о здоровой пище, о необходимости воды и воздуха в жизни человека и бережное отношение к своему здоровью.
Воспитатель на занятии по «Физической культуре», предложила детям отправиться в путешествие в страну «Неболейка» за цветком здоровья, дети преодолевали разные препятствия, с целью оздоровления были использованы следующие оздоровительные приёмы : дыхательная гимнастика, ароматерапия, ходьба по ребристой доске для профилактики плоскостопия.
Воспитатель ясельной группы показала занятие «Весёлые воробушки», на протяжении всего занятия использовалось музыкальное сопровождение, это влияло на положительное, эмоциональное состояние детей, так же использовала массаж ног.
С целью выяснения организации двигательной активности детей в режиме дня был проведё н следующий педсовет: С сообщением на тему: «Культура здоровья и создание условий для оздоровления детей».
В процессе подготовки к педагогическому совету были проведены для педагогов консультации:
• «Нестандартное оборудование в дошкольном учреждении»; это было с целью пополнения уголков физического воспитания
• «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста» (с учётом перехода ФГОС).
Консультация для родителей:
• «Значение семейного досуга – как средство укрепления здоровья детей» подготовили педагоги детского сада.
Анкетирование родителей:
• «Создание условий для оздоровления детей в семье».
К этому педсовету были проведены следующие мероприятия:
В старшей и подготовительной группе был просмотрен спортивный досуг «Мама и я спортивная семья», в котором приняли активное участие родители и дети.
Систематически проводился тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещение педагогов, выставки детского творчества.
С педагогами были проведены следующие мероприятия:
Педсовет: «Влияние театрализованной деятельности на психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста».
Целью было систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
• Доклад на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности».
• Консультация «Влияние театрализованной деятельности на психоэмоциональное состояние детей».
• Во всех возрастных группах разработано комплексно – тематическое планирование на тему: «Театральная неделя».
• Анкетирование с родителями на тему: «Ваше мнение о театре».
В течение подготовки к педсовету была просмотрена образовательная деятельность:
• В старшей группе «Путешествие в мир театра», с помощью словесных методов, масок эмоций, воспитатель добивалась от детей актёрского мастерства умение перевоплощаться быть настоящими актёрами и помогала в этом соответствующая музыка.
• В подготовительной группе «От игры до спектакля», образовательная деятельность строилась на обыгрывании театрализованных этюдов, дети передавали мимику и жесты героев, используя голос, движения.
• «Путешествие по сказке Колобок». На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, благодаря использованию кукольного театра.
• В старшей группе «Путешествие в страну эмоций», Можно было проследить умение детей вживаться в создаваемый образ, используя мимику жесты движения, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
• Музыкальный руководитель, показала свои режиссёрские способности, предложив посмотреть музыкальный спектакль «Волшебник изумрудного города», в котором дети продемонстрировали своё мастерство, владение эмоциональной речью.
Тема следующего педсовета проведё нного с педагогами: «Художественно – эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки МДОБУ».
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
• групповые и подгрупповые занятия,
• праздники,
• развлечения,
• тематические музыкальные вечера,
• театральные пятницы
• недели творчества,
• дидактические игры,
• выставки рисунков и поделок
• занятия в библиотеке,
• создание книг – самоделок.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
С целью реализации задачи по совершенствованию работы в МДОБУ №1 по художественно-эстетическому воспитанию детей с педагогами была проведена следующая работа:
• Презентация «Создание комфортной обстановки в детском саду»,
Провела с педагогами деловую игру «Педагогический пробег»
• Консультация: «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей и их родителей к творчеству
• Мастер-класс с педагогами провела по нетрадиционному рисованию
В ходе подготовки к педсовету был просмотрен ряд открытых мероприятий, которые были направлены на создание комфортной обстановки
• Мастер класс по нетрадиционному виду изодеятельности (рисование тычком) с участием родителей и детей. Участвующие с большим интересом выполняли предложенную работу.
Мастер класс был построен с применением новой формы работы предусматривающий совместную деятельность родителя и его ребенка.
В старшей группе был проведен ещё один мастер класс с участием родителей данной группы. Это лепка из пластилина с использованием готовых форм «Страна Смешария». У детей закреплялись умение применения приёма лепки от целого куска путём отрывания, с последующим налепом на готовую форму.
При проведении педагогического совета «Развитие творчески - речевой активности дошкольников» прошё л конкурс чтецов:
«Прикоснись душой к природе». Участники конкурса дети средней, старшей, подготовительной группы.
• Продуманная организация и настрой детей дал возможность всем зрителям, слушать и слышать всех участников конкурса. У всех детей, читающих стихотворения подготовленных, педагогами речь была выразительная, эмоциональная, дети читали стихотворения, используя мимику и жесты. Конкурсанты все были награждены памятными подарками.
• Прошёл ещё один конкурс чтецов на тему «Стихи бывают разными….», участниками конкурса стали дети младшей, средней, старшей, подготовительной группы.
Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
- кружок «Бисеринка»
- Кружок «Волшебные краски»
- кружок «Мастерилки»
- кружок «Весёлые пальчики» (пальчиковое рисование)
- «Театр маленьких актёров»
Совместно с родителями проведены выставки:
- «Осенний пейзаж» - воспитатели всех групп;
- «Зимние забавы»;
- «Мастерская Деда Мороза»;
- «Мой папа самый, самый»;
- «Наши любимые мамочки»;
- «Осенние мотивы» - изготовление поделок из овощей, природного и бросового материала.
- Выставка детских поделок «Зимние узоры»
Родители вместе с сотрудниками детского сада принимали активное участие в районом конкурсе на лучшее оформление территории учреждения к Новогоднему празднику – «Новогодняя мозаика» в котором заняли первое место.
Достижение приоритетных задач работы дошкольного учреждения по художественно - эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада сотрудничает с детской библиотекой, МОУ СОШ № 1, 2; детской школой искусств, районным краеведческим музеем, проводятся взаимопосещение, организуются в библиотеке занятия с детьми старших групп, посещение выставок. Ведём сотрудничество с музыкальными, театральными коллективами нашей области (Амурский театр кукол и Амурская областная филармония).
К 70- летию Великой победы дети старшей и подготовительной группы участвовали в мероприятиях организованных в нашем районе. Подготовительная группа (участвовала в закладке аллеи героев Великой Отечественной войны, вместе с детьми средней группы, а дети старшей группы подготовили и выступили с праздничным концертом «Поклонимся Великим тем годам» в районном доме ветеранов, вручив после выступления праздничные открытки в форме солдатских треугольников.
В течение трё х лет работали в детском саду творческие группы по проектам: «Театр, театр, театр.», «Детский сад – территория здоровья», с помощью этих долгосрочных проектов пополнилась и обогатилась предметно-развивающая среда в группах детского сада, между родителями и педагогами сложились партнёрские взаимоотношения.
Для реализации работы по художественно – эстетическому направлению в детском саду организованна работа по проекту «Театр, театр, театр» в рамках которого, воспитатели и дети занимались совместными театрализованными постановками это такие как: Сказка «Муха Цокотуха» «Кошкин дом», «Красная шапочка».
Итогом этой работы стала обобщающая опыт МДОБУ конференция с участием родителей и педагогов приглашенных из других дошкольных учреждений.
Вывод: Благодаря сотрудничеству педагогов с родителями по «Сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей», в нашем детском саду обогатилась материально-техническая база, улучшились условия пребывания детей в детском саду, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей. Проделанная работа дала возможность раскрепостить детей, появилось у детей желание участвовать в разных мероприятиях.