Алена Махаева
Эмоции детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
1. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – это важнейшая составляющая их общего развития, которая определяет успешность общения со сверстниками, адекватность реакций на жизненные события и многое другое. За кажущейся простотой детской эмоциональности скрывается достаточно сложный процесс распознавания и передачи эмоций, требующий от детей определенного уровня развития и знаний.
Публикация «Эмоции детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Поэтому так важно организовывать диагностику эмоционального развития, которая позволить своевременно выявить проблемы.
Однако, в младшем дошкольном возрасте в процессе организации диагностики эмоционального развития возникают ряд трудностей. Во-первых, в дошкольной образовательной организации отсутствует педагог-психолог, который может квалифицированно организовать процесс диагностики, качественно обработать полученные результаты. Во-вторых, для проведения диагностики имеется очень незначительное количество диагностических методик, которые можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а это значит, что невозможно подвергнуть изучению широкий спектр показателей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. В-третьих, не разработаны критерии уровневой оценки эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Поэтому подбирая диагностические методики, направленные на изучение эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста важно учитывать простоту их использования, информативность, возможность их использования в работе с детьми этого возраста.
Проблема диагностики эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста является малоразработанной и ограничивается исследованиями Н. Л. Кряжевой [8], В. М. Минаевой [14], Г. А. Урунтаевой [17] и др. Однако, их исследования более ориентированы, либо на детей старшего дошкольного возраста, либо предлагают использовать методику для детей дошкольного возраста, не выделяя детей младшего дошкольного возраста.
1. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понимать друг друга, не используя речевых средств. Безусловно, неудивительно, что язык эмоций – это единый язык для всех людей Земли. Эмоции – это переживания личности, связанные с удовлетворением или неудовлетворением ее потребностей.
Р. С. Немов дал определение эмоций : под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека [16].
Как отмечал С. Л. Рубинштейн, эмоции можно предварительно охарактеризовать несколькими признаками: во-первых, в отличие от восприятий, которые обозначают содержание объекта, эмоции, выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, в сложных человеческих чувствах они, взаимодействуя, образуют сложное противоречивое единство (амбивалентность чувств); в-третьих, эмоции всегда имеют характер, захватывающий всего человека, они связаны с личностным «я» [21].
В западноевропейской и американской психологии широко распространена точка зрения, согласно которой эмоции представляют собой «архаические инстинктивные реакции, проходящие в процессе филогенеза и онтогенеза путь инволюции, подавляемые и вытесняемые интеллектом» (Т. Рибо, П. Фресс) [20]. В основе многих концепций отечественных психологов лежит оппозиционный тезис о том, что «на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более слоные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания» (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович). Обе позиции рассматривают эмоциональную сферу человека в зависимости от научно-теоретического подхода к развитию психики, определению структуры эмоций и условий эмоцональных преобразований [7].
Родоначальником исследований в области онтогенеза эмоциональной сферы является Д. Уотсон (поведенический научно-теоретический подход, бихевиоризм). Он определял эмоции, как наследственную стереотипную реакцию организма на определенную ситуацию (стимул, которая существует уже на самых ранних стадиях онтогенеза [24].
С точки зрения деятельностного подхода (Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, И. М. Юсупов) нормативно-возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования. Отсюда онтогенез эмоционального развития отечественными исследователями понимается как процесс «последовательного и закономерного возникновения и функционирования новообразований, специфических и необходимых для данного возрастного этапа» [1; 7].
Итак, деятельностный подход характеризуется следующими представлениями о ходе индивидуального эмоционального развития [2] :
1. Эмоции в процессе онтогенеза проходят путь прогрессивного развития.
2. Деятельность – основа эмоционального развития.
3. Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляци деятельности.
4. Онтогенез эмоций рассмаривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития.
5. На развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание).
Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению при обязательной деятельностной активности личности. Программа педагогического управления эмоциональным развитием строится на основе закона о функциональном психофизическом единстве деятельности организма человека как целостной системы, о чем свидетельствуют работы известных психологов П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца. А также учитываются положения теории и педагогического стимулирования, выдвинутые З. И. Равкиным, В. А. Разумным, и когнитивной теории эмоций С. Л. Рубинштейна и др.
Закон о функциональном психофизическом единстве деятельности организма свидетельствует о том, что изменения в функционировании какого-либо одного компонента системы неизбежно вызывают изменения в работе других ее звеньев. Значит, на работу менее подвластных контролю психических явлений, какими являются эмоции, можно влиять через использование психических функций, более доступных педагогическому управлению, т. е. через ощущения, речь, движения.
В исследованиях А. В. Запорожца и Я. 3. Неверович были обнаружены следующие закономерности эмоционального развития личности [7] :
1) чувства играют значимую роль не только в энергетическом обеспечении (в отличие от позиции Ж. Пиаже, но и в ее структурировании, образовании мотивов и выделении целей деятельности;
2) эмоция представляет собой особую форму отражения субъектом действительности, а не непосредственно процесс активации (в отличие от взглядов У. Джемса); при помощи эмоций осуществляется психическая регуляция общей динамики поведения.
Когнитивная теория эмоций дает возможность подойти к эмоциональному развитию детей с учетом когнитивных процессов. Эта теория обосновывает необходимость развивать компетентность при идентификации эмоций, как чужих, так и своих, объяснять причинно-следственные связи (ситуация – эмоция, выражать свое отношение к разнохарактерным, эмоциональным проявлениям путем введения пиктограмм, когнитивных схем эмоций.
Педагогически организованное расширение эмоционального опыта детей важно осуществлять, учитывая выделенные в психологии механизмы воздействия на эмоциональную сферу личности дошкольников. К ним относятся краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация и эмоциональное обособление (А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Л. П. Стрелкова и др.). На основе этого, Н. С. Ежкова, предлагает четыре основных направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников [2] :
1. Развитие опыта эмоционального реагирования.
2. Развитие эмоциональной экспрессии.
3. Развитие представлений об эмоциях.
4. Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики.
При выборе средств и методов образовательной работы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования. Так, в младшем дошкольном возрасте педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации; в среднем дошкольном возрасте, помимо развития кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации, педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие эмоциональной идентификации; в старшем дошкольном возрасте педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие всех форм эмоционального реагирования, включая и последнюю – развитие эмоционального обособления.
От природы дети очень восприимчивы к эмоциональной среде, в которой они находятся, поэтому любые изменения в поведении родителей и близких родственников не остаются незамеченными для ребенка. Естественно, детская психика значительно отличается от взрослой, и это важно учитывать при воспитании.
Зрительное восприятие эмоциональных проявлений. Малыши любопытны и часто замечают то, что от взора взрослых ускользает. Например, они могут понять, что человек расстроен или огорчен, но не всегда знают, как вести себя в подобных ситуациях. Вот почему именно демонстрация наглядных примеров является наиболее эффективной методикой эмоционального воспитания детей.
Внезапность эмоций. Дети младшего дошкольного возраста, в отличие от взрослых, не зацикливаются на своих переживаниях. Сейчас они плачут, а уже через несколько минут заливаются заразительным смехом. Такое поведение интерпретировать как эмоциональную нестабильность не стоит — для младших дошкольников оно считается нормой [4].
Новые грани экспрессии. В возрасте 34 лет у малышей значительно расширяется спектр эмоциональных проявлений. Если в первые годы жизни он ограничен несколькими мимическими и жестикулярными движениями, то в этот период он становится более широким и выразительным.
Источники переживаний и эмоций. До 3 лет детки, в основном, остро реагируют на органические потребности — голод, желание поспать и т. д. В младшем дошкольном возрасте появляются другие причины эмоциональной возбудимости — малыши познают радость от хорошей песни, испытывают ревность, знакомятся с обидой.
Эмоциональное предвосхищение. Дошкольники старше 3 лет могут испытывать эмоции не только по окончанию какого-либо действия или события, но и до них. Например, если вы пообещали ему поход в зоопарк в выходные, ожидание этого дня будет наполнено яркими позитивными переживаниями [9].
Уже к четырём годам жизни, ребёнок может обладать чувством юмора. Такие дети, как правило, мягки и доброжелательны по отношению к окружающим. Чувство юмора надо развивать и использовать в целях нравственного воспитания. Следует учитывать при этом, что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети легче всего воспринимают комическое в поведении животных (особенно детёнышей, сказочных персонажей, сверстников и труднее в поведении взрослых, которое является для них образцом. Плохое настроение у детей младшего дошкольного возраста часто возникает при смене привычных условий жизни, например, при поступлении в дошкольную образовательную организацию. Облегчает привыкание наличие у ребёнка навыков самообслуживания и самостоятельности.
К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
При благоприятных условиях у ребёнка-дошкольника интенсивно развиваются практические навыки, умственные и художественные способности, чувства и эмоции, формируются нравственные качества личности, складываются черты характера. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающим миром.
Ребёнок находится как бы во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств, его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь, чувства его быстро возникают и также быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
Л. П. Стрелковой разработаны показатели эмоционального развития детей дошкольного возраста. Ими являются: адекватная реакция на различные явления окружающей среды; дифференциация и адекватная интерпретация эмоционального состояния других людей; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка; адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере [23].
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
Первые попытки сдержать свои чувства, например, внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя ему это еще плохо удается.
По данным Ю. А. Макаренко, уже в возрасте 3-4 лет дети могут изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда [12].
По мнению М. И. Лисиной, у детей 3-4 лет проявляется гордость за собственные достижения. Дети стремятся продемонстрировать и успехи взрослому. В случае если не удается, то их радостные переживания по поводу успеха существенно омрачаются. Возникает обида по поводу игнорирования или непризнания успеха взрослыми, стремление к преувеличению успеха, бахвальству [11].
В младшем дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Этот вопрос подробно изучен А. М. Щетининой. Ею были выявлены типы восприятия эмоций по экспрессии, кые могут рассматриваться и как уровни развития го умения (довербальный, диффузно-аморфный, диффузно-локальный, аналитический, синтетический, аналитико-синтетический) [29].
Как отмечает А. М. Щетинина, у детей младшего дошкольного возраста преобладает довербальный (эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается через установление детьми ия выражения лица характеру конкретной ситуации) и диффузно-аморфный (дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко («веселый», «посмотрел и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона эмоции еще не дифференцированы) тип восприятия эмоций [29].
При этом дети этого возраста начинают различать такие эмоции, как страх темноты, стыд. В этом возрасте они могут имитировать отвращение. У них развиваются жесты, чувство вины.
От 3 лет до 6 лет – эмоции ребенка интеллектуализируются, познавательные (когнитивные) процессы становятся более эмоциональными;
от запаздывающей эмоциональной коррекции к коррекции опережающей. Опережающая коррекция регулирует социальные отношения ребенка, игровую и продуктивную деятельность. Она возможна только на основе понимания общественных смыслов деятельности;
на эмоциональную сферу большое влияние оказывают сверстники: в сотрудничестве с ними закладываются нравственные нормы.
Ребенок 3-4 лет испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки. Он понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (например, «Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»). Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Ребенок владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами. Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Свою речь он насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию). Обозначает словом свои эмоциональные состояния : смеюсь, боюсь, замерз.
В этом возрасте ребенок начинает понимать юмор (смеется, недоумевает). Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.). Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций [26].
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей) и огорчается при неумении что-то сделать.
Он приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами, отвечает, если о чем-то спрашивают. Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан). Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта. Эмоционально оценивает ситуацию : сопереживает (если кому-то больно, помогает (если надо помочь, сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал). Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей. Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых. Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого) [22].
Эмоциональное развитие ребенка 3-4 лет характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости – сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.
Таким образом, под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.
В области изучения эмоционального развития личности остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности.
Эмоциональное развитие ребенка является одной из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики, поэтому данная проблема является актуальной как для педагогики, так и для психологии.
Основными показателями эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются : адекватная реакция на различные явления окружающей среды; дифференциация и адекватная интерпретация эмоционального состояния других людей; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка; адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.