Наталья К
Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда
Учитель-логопед Кирсанова Наталья Андреевна.
Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда.
Песочная терапия - это вид современной арт-терапии.
Песочная терапия - эффективный метод воздействия в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование игр с песком в коррекционной работе помогают традиционные методики сделать более интересными, увлекательными и продуктивными.
Публикация «Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
«Арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации - забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной, творческой деятельности. Специальным педагогическим направлением является и арт-педагогика. Арт-педагогика – технология обучения и развития детей, формирование основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, речевую, театрализовано-игровую и др.)
Особенностями детей с тяжелыми нарушением речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Ограничение речевой практики приводит к задержке в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. Поэтому педагогу необходимо в практической деятельности использовать наиболее эффективные нетрадиционные методы работы.
Песочная терапия объединяет представителей всех научных подходов и различных смежных специальностей: психологов, психотерапевтов, социальных работников, педагогов, воспитателей. Хорошо дополняют друг друга песочная терапия и арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, педагогика раннего развития. Благодаря этому сам метод использования песка и песочницы претерпел массу изменений и стал по-настоящему интегративным. Песок — это богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих рецепторов. Привлечь внимание ребенка можно и яркими иллюстрациями и громкой музыкой, но все это ведет к сенсорному перенасыщению.
С помощью песка можно раскрыть ребенку любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира, научить через собственный опыт сотрудничеству.
В играх с песком у детей развиваются навыки слухового восприятия, звукопроизношения. У детей формируется просодическая сторона речи. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Работать над лексико-грамматическим строем речи можно также в работе с песком. Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
На занятиях по обучению грамоте, развитию речи можно уделять часть занятия песочной терапии. Дети с удовольствием выполняют инструкции педагога, повышая эффективность формирования всех компонентов речи, фонематического восприятия и высших психических функций.