Приложение МААМ

Элементы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Елена Зуева
Элементы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Элементы песочной терапии в работе с детьми ОВЗ.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования определили интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения. Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования, инклюзивное образование должно быть направлено на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Публикация «Элементы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Мою группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, и в своей практике я отметила, что достаточно эффективной педагогической технологией зарекомендовала себя песочная игротерапия.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Наилучшая для малыша та игрушка,

которую он может заставить

по-разному изменяться;

для маленьких детей

наилучшая игрушка – это куча песка.

Д. Ушинский

В работе с детьми я использую кинестетический песок.

Это смесь, состоящая на 98% из обычного кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяют визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. При резком сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза.

При использовании кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ, я отметила положительный эффект в развитии тактильного восприятия, подвижности и координации пальцев рук, устойчивости внимания, повышения эмоционального фона, а также прививается аккуратность в работе. Кроме того, ребята получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.

Кинестетические ощущения возникают у нас, и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия я начинаю с развития именно этого вида чувствительности.

Практически у всех детей с ОВЗ:

• часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

• у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

• нарушения тонких движений;

• нарушения равновесия;

• проблемы зрительно-пространственной координации.

Таким образом, при проведении коррекционных занятий, возникла необходимость включения следующих упражнений:

• дыхательных упражнений;

• упражнений для глаз;

• двигательных упражнений;

• упражнений на развитие межполушарного взаимодействия;

• упражнений на развитие познавательных процессов.

Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции.

Для организации игр с песком я использую разнообразные материалы – миниатюрные игрушки, бросовый, природный материал, пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

1. Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас слов, восприятие, темп речи, высота и сила голоса, дыхание. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Примеры игровых заданий, которые я использую в песочнице.

Развитие пространственных ориентаций и отношений.

Дети расселяют персонажей, используя фигурки из киндер-сюрпризов. Кто-то хочет жить в правом верхнем углу, другой слева от, между кем-то. Взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы, определяя форму домиков: круглую, прямоугольную, овальную. Ребенок выбирает и делает отпечатки нужной формы – идет закрепление сенсорных эталонов.

«Пожарный» - по углам песочницы стоят дома, ребенок управляет пожарной машиной, едет на пожар и тушит поочередно верхний правый дом, затем нижний левый дом и т. д.

«Найди клад по карте» - на листе бумаги предлагается карта движения, ребенок должен ее озвучить, затем выполняет поиск клада в песочнице, проговаривая каждое свое действие и шагая пальцами.

Так в игровой форме знакомлю ребенка с пространственными представлениями: «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол».

«Лабиринты». Ребята сами строят лабиринты и, используя выбранные фигурки, проходят лабиринт. С помощью кубика для игр с фишками делают определенное количество ходов.

«Песочные прятки». Цель: развитие тактильной чувствительности, мышления, речи, произвольности, знакомство с буквами, цифрами.

Дети сами выбирают правила поиска: с помощью подручного материла (совочки, кисточки, палочки). Варианты игр могут быть разные: поиски на ощупь, по схеме, по заданию, по словесному описанию.

Использование картинок

Мы прятали сюжетную картинку, ребенку предлагалось расчистить небольшую часть – «окошко» и додуматься, что изображено на картинке. Затем дети придумывали рассказ.

"Мы создаем мир"

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, закрепляются обобщающие понятия.

Ход игры: Сначала показываю способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждаю ребенка строить самостоятельно или по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.

«Сказка на песке»

Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного оборудования; развивать воображение; учить располагать различные оборудование по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку.

Ребята разыгрывали сказку «Колобок». В качестве колобка мы использовали легкий пенопластовый шарик, который двигался по намеченным дорожкам с помощью выдуваемого воздуха ребенком из коктейльной трубочки. Ребенок вынужден был регулировать силу и направление воздушной струи.

Песочница - это среда для общения человека с самим собой. Работая с песком, высвобождаются чувства и установки, которые ребенок боится выразить открыто, снижается уровень негативных проявлений (страхи, тревожность, агрессия). Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. В групповой коррекционной работе ребенок с ОВЗ приобретает навык бесконфликтного общения. Улучшаются взаимоотношения в группе сверстников. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент – ландшафт его Души.

Литература :

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПБ. : Детство-Пресс, 2002.

2. Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду. ; № 4 2006г.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. – СПб. : «Речь», 2006 г.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПБ. : Речь, 2002.

5. Сакович Н. А. Игры в песок. – СПб. : «Речь», 2008

6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПБ. : Питер, 2001.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку»Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку» Тип занятия Комплексное Вид занятия - путешествие Цель занятия: • Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 20:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зуева (УИ 921054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД