Елена Зуева
Элементы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Элементы песочной терапии в работе с детьми ОВЗ.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования определили интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения. Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования, инклюзивное образование должно быть направлено на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Публикация «Элементы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Мою группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, и в своей практике я отметила, что достаточно эффективной педагогической технологией зарекомендовала себя песочная игротерапия.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Наилучшая для малыша та игрушка,
которую он может заставить
по-разному изменяться;
для маленьких детей
наилучшая игрушка – это куча песка.
Д. Ушинский
В работе с детьми я использую кинестетический песок.
Это смесь, состоящая на 98% из обычного кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяют визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. При резком сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза.
При использовании кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ, я отметила положительный эффект в развитии тактильного восприятия, подвижности и координации пальцев рук, устойчивости внимания, повышения эмоционального фона, а также прививается аккуратность в работе. Кроме того, ребята получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.
Кинестетические ощущения возникают у нас, и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Именно они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия я начинаю с развития именно этого вида чувствительности.
Практически у всех детей с ОВЗ:
• часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
• у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
• нарушения тонких движений;
• нарушения равновесия;
• проблемы зрительно-пространственной координации.
Таким образом, при проведении коррекционных занятий, возникла необходимость включения следующих упражнений:
• дыхательных упражнений;
• упражнений для глаз;
• двигательных упражнений;
• упражнений на развитие межполушарного взаимодействия;
• упражнений на развитие познавательных процессов.
Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции.
Для организации игр с песком я использую разнообразные материалы – миниатюрные игрушки, бросовый, природный материал, пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
1. Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас слов, восприятие, темп речи, высота и сила голоса, дыхание. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.
2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Примеры игровых заданий, которые я использую в песочнице.
Развитие пространственных ориентаций и отношений.
Дети расселяют персонажей, используя фигурки из киндер-сюрпризов. Кто-то хочет жить в правом верхнем углу, другой слева от, между кем-то. Взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы, определяя форму домиков: круглую, прямоугольную, овальную. Ребенок выбирает и делает отпечатки нужной формы – идет закрепление сенсорных эталонов.
«Пожарный» - по углам песочницы стоят дома, ребенок управляет пожарной машиной, едет на пожар и тушит поочередно верхний правый дом, затем нижний левый дом и т. д.
«Найди клад по карте» - на листе бумаги предлагается карта движения, ребенок должен ее озвучить, затем выполняет поиск клада в песочнице, проговаривая каждое свое действие и шагая пальцами.
Так в игровой форме знакомлю ребенка с пространственными представлениями: «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол».
«Лабиринты». Ребята сами строят лабиринты и, используя выбранные фигурки, проходят лабиринт. С помощью кубика для игр с фишками делают определенное количество ходов.
«Песочные прятки». Цель: развитие тактильной чувствительности, мышления, речи, произвольности, знакомство с буквами, цифрами.
Дети сами выбирают правила поиска: с помощью подручного материла (совочки, кисточки, палочки). Варианты игр могут быть разные: поиски на ощупь, по схеме, по заданию, по словесному описанию.
Использование картинок
Мы прятали сюжетную картинку, ребенку предлагалось расчистить небольшую часть – «окошко» и додуматься, что изображено на картинке. Затем дети придумывали рассказ.
"Мы создаем мир"
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, закрепляются обобщающие понятия.
Ход игры: Сначала показываю способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждаю ребенка строить самостоятельно или по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Сказка на песке»
Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного оборудования; развивать воображение; учить располагать различные оборудование по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку.
Ребята разыгрывали сказку «Колобок». В качестве колобка мы использовали легкий пенопластовый шарик, который двигался по намеченным дорожкам с помощью выдуваемого воздуха ребенком из коктейльной трубочки. Ребенок вынужден был регулировать силу и направление воздушной струи.
Песочница - это среда для общения человека с самим собой. Работая с песком, высвобождаются чувства и установки, которые ребенок боится выразить открыто, снижается уровень негативных проявлений (страхи, тревожность, агрессия). Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. В групповой коррекционной работе ребенок с ОВЗ приобретает навык бесконфликтного общения. Улучшаются взаимоотношения в группе сверстников. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент – ландшафт его Души.
Литература :
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПБ. : Детство-Пресс, 2002.
2. Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду. ; № 4 2006г.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. – СПб. : «Речь», 2006 г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПБ. : Речь, 2002.
5. Сакович Н. А. Игры в песок. – СПб. : «Речь», 2008
6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПБ. : Питер, 2001.