ксения шухтуева
Элементы методики упражнений по подготовке к сдаче норм ГТО среди детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Элементы методики упражнений по подготовке к сдаче норм ГТО среди детей старшего дошкольного возраста.
Цель элементов методики - подбор и систематизация физических упражнений, направленных на формирование готовности детей 6-7 лет к сдаче норм ГТО.
Задачи:
1) подбор материалов, направленных на формирование готовности старших дошкольников к сдаче норм ГТО;
Публикация «Элементы методики упражнений по подготовке к сдаче норм ГТО среди детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2) систематизация подобранных физических упражнений по компонентам;
3) оформление физических упражнений, направленных на формирование готовности старших дошкольников к сдаче норм ГТО.
Все физические упражнения подобраны и структурированы в соответствии с нормативами ВФСК ГТО I ступени.
Элементы методики, направленных на формирование готовности старших дошкольников к сдаче норм ГТО состоит из 5 компонентов с подобранными физическими упражнениями и списком литературы, использованным при составлении методики.
• Компонент № 1. Физические упражнения на развитие скоростных способностей (Челночный бег 3X10 м., бег 30 м.) ;
• Компонент № 2. Физические упражнения на развитие скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места толчком двумя ногами, метание теннисного мяча в цель);
• Компонент № 3. Физические упражнения на развитие силовых способностей (отжиманий, подтягивания, пресса);
• Компонент № 4. Физические упражнения на развитие гибкости (наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке);
• Компонент № 5. Физические упражнения на развитие выносливости (бег на лыжах на 1 км).
В каждом компоненты представлены физические упражнения, к каждому упражнению есть подробное описание, как его выполнять.
Компонент № 1. Физические упражнения на развитие скоростных способностей (Челночный бег 3X10 м., бег 30 м.)
Бег на дистанцию 30 метров
1. Бег на носках. Дети строятся в одну колонну друг за другом, по команде «На носках бегом, марш!», дети выполняют бег на носках по кругу друг за другом.
2. Бег с выполнением заданий. «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.
3. Бег с высоким подъемом коленей. Дети строятся в одну колонну друг за другом, по команде «Бег с высоким подниманием колен, марш!», дети выполняют бег на носках по кругу друг за другом.
4. Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
5. Бег в быстром темпе на 10,20,30 м. Дети встают на линию старта, педагог дает команду «бегом, марш!», после команды дети бегут как можно быстрее до линии финиша. Постепенно, увеличивая дистанцию (сначала 10 м, потом 20м, далее 30 м).
6. Медленный бег в течение 1,5-2 мин. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Челночный бег 3Х10
1. «Выполнение стартовых команд». «На старт!» - подойти к линии старта, левую ногу поставить вперед к линии старта, «Внимание!» руки согнуть в локтях, туловище наклонить вперед, смотреть вперед, центр тяжести сместить на впередистоящую ногу. «Марш!» - сделать энергичный толчок правой ногой и начать активный движения ногами и руками, выполняя широкие стремительные шаги.
2. Упражнение на «Стартовое ускорение». Скорость наращивайте постепенно. С появлением скованности, закрепощенности движений прекратите наращивание скорости. На всем протяжении стартового разбега (20 – 35 м.) сохраняйте наклон туловища, движение бедром направляйте больше вперед, чем вверх. Ногу после выноса опускайте возможно быстрее загребающим движением на переднюю часть стопы. При переходе к бегу по дистанции плавно выпрямите туловище.
3. Челночный бег с теннисными мячиками. В конце отрезка положить 3 теннисных мяча. На каждом развороте ребенок берет теннисный мячик, бежит с ним к линии старта и кладет на нее. Таким образом, после финиша у линии старта должны находиться все 3 теннисных мячика.
Компонент № 2. Физические упражнения на развитие скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места толчком двумя ногами, метание теннисного мяча в цель)
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
1. Подпрыгивание из полуприседа или приседа. Примите положение для выпрыгивания с места, стартовая точка находится в сидячем положении. Старайтесь присесть как можно ниже, сохраняя спину прямой (бедра ниже параллели с полом). Руки удерживайте возле груди в свободном положении, корпус наклонен вперед. Делайте мощный толчок с пяток, вставайте и с помощью заданной инерции совершайте прыжок на максимальную высоту. Во время прыжка руки выпрямляются в локте и отводятся немного назад для сохранения равновесия в воздухе. Мягко приземляйтесь на носки, присаживайтесь ниже параллели бедер с полом и вновь выполняйте выпрыгивание из низкой позиции.
2. Прыжки вперед-назад, влево-вправо с использованием гимнастической палки). Во время прыжка руки выпрямляются в локте и отводятся немного назад для сохранения равновесия в воздухе. Мягко приземляйтесь на носки, сначала дети прыгают вперед-назад, затем влево-вправо.
3. Прыжки на месте вверх, отталкиваясь обеими, с выполнением группировки (подтянуть согнутые ноги коленями к груди);
4. Многократные прыжки на месте вверх, отталкиваясь двумя ногами с подъемом почти прямых ног вперед-вверх на уровень таза. Туловище при этом немного наклонять вперед.
Метание теннисного мяча в цель.
1. Бросать большой мяч обеими и одной рукой друг другу от груди и из-за головы с расстояния 2,5-3 м и ловить его;
2. Подбрасывать большой мяч обеими и одной рукой вверх над головой, хлопнуть в ладони и поймать его;
3. Бросить маленький мяч в стенку одной рукой, хлопнуть в ладони и, когда он упадет на землю и отскочит, поймать его;
4. Бросать большой мяч одной и обеими руками из-за головы в кольцо, которое прикреплено на высоте 2 м от земли и на расстоянии 6 м от стены.
5. Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, снежки) из-за спины через плечо в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3,5-4 м правой и левой рукой;
6. Метание теннисного мяча в вертикальные цели разного размера, обозначенные на стене и расположенные на различной высоте, с расстояния 6 м.
Компонент № 3. Физические упражнения на развитие силовых способностей (отжиманий, подтягивания, пресса)
Отжимания.
1. Отжимания от стены. Встаньте у стены лицом, отступите от нее на шаг; Руки расположите на опоре; Корпус удерживайте строго прямо, не допускайте прогибов в спине, взгляд вперед, голова образовывает с туловищем одну линию; На вдохе согните локти, приблизьтесь к стене, до касания лбом; на выдохе вернитесь в исходное положение.
2. Отжимания от пола с использованием мяча. Поставьте руки чуть шире плеч, ноги отодвиньте назад. В пояснице естественный прогиб и напрягите мышцы разгибатели спины до конца упражнения. Голова и ноги находится на одной линии с корпусом. Не опускайте таз и втяните живот. Дети выполняют отжимания, касаясь грудной клеткой мяча.
Пресс.
1. Упражнение на наклонной доске. В этом упражнении идёт укрепление нижней части пресса.
Исходное положение – лёжа на спине (угол наклона доски можно менять). Руки за головой (ребёнок должен удобно удерживаться). Выполнить подъём ног на выдохе, допустимо сгибание в коленях. Затем – медленно опустить ноги и выпрямить их. Повторение до 10 раз.
2. Наклонную доску можно использовать и для укрепления верхней части пресса.
Исходное положение то же – лёжа на спине, но фиксируется ребёнок ногами, а не руками. В этом случае нужно на первых порах подстраховать малыша: тыльной частью стопы он закрепится, например, за перекладину “шведской стенки”, а вы продублируйте руками это свободное крепление. Выполняется подъём туловища на выдохе. Руки, как правило, сцеплены за головой, или находятся перед собой (для начинающих). Особенность в выполнении упражнения следующая – нужно проследить, чтобы ребёнок не тянул себя за голову или шейный отдел. Повторение – до 10 раз.
Подтягивание.
1. Планка - удержание заданной позы в течение определённого временного промежутка. Тело должно находиться в статическом и напряжённом состоянии;
2. Отжимания. Примите упор лежа (лягте лицом вниз на пол, руки поставьте чуть шире плеч). Придайте телу правильную позу для отжиманий от пола форму прямой линии. Плечи должны быть немного выше уровня таза. Голова должна смотреть в пол. Ладони — на вертикали плеч, параллельно друг другу, направление пальцев — параллельно телу. Правильная постановка рук при классических отжиманиях от пола — на ширине плеч или немного шире. Руки согнуты, локти направлены в стороны под углом 45 градусов от тела, пальцы рук смотрят вперед. Плавно сгибайте локти медленно опускайтесь вниз, после чего поднимитесь обратно. Грудь касается пола. В верхней точке задержаться. Лодочка - одновременный подъём и удержание рук и ног над полом;
3. Упор на турнике - ребёнок должен подняться на прямых руках над турником и удерживать положение виса как можно дольше;
4. Перемещение по перекладине - дети должны переносить вес тела с руки на руку и переставлять их для продвижения в любом направлении.
Компонент № 4. Физические упражнения на развитие гибкости (наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке).
1. Наклоны. Положите за спину стоящего ребенка игрушку. Попросите его из исходного положения с расставленными на уровне плеч ногами достать игрушку, после чего взять ее и, прогнувшись назад, передать маме, брату, сестре или любому другому человеку, стоящему сзади. Игра помогает развивать гибкость позвоночника.
2. «Потягушки». Предложите ребенку встать возле кресла или дивана, развернувшись к нему правым боком. Ребенку нужно будет положить правую ногу на поверхность дивана или кресла, после чего выполнить серию пружинистых наклонов, пытаясь достать кончиками пальцев пола. Выполнить упражнение нужно будет поочередно для каждой ноги.
3. «Мельница». Простое и проверенное упражнение. Ребенок кистями рук, поочередно касается пальцев ног (правая рука -левая нога, левая рука – правая нога)
4. «Мостик». Знакомое многим с детства упражнение. Выполнять его можно на полу, стараясь, чтобы ребенок выдержал в положении мостика не менее 10 секунд. Обратите внимание на положение стоп и кистей во время выполнения упражнения. Стопы должны полностью касаться пола, а кисти — оставаться параллельными друг другу.
Компонент № 5. Физические упражнения на развитие выносливости.
1. Бег 3 минуты по кругу с изменением направления (через 8 занятий довести время бега до 7 минут; далее, еще через 8 занятий, добавить 1 минуту и подвести к концу года до 15-минутного бега).
2. Эстафеты с переноской 6-7 предметов на расстояние 10-20 м (смотрите упражнения для средней группы).
3. Прыжки через скакалку непрерывно: 25-30-35 с. Займите устойчивое положение, поставьте ноги чуть уже плеч, заведите скакалку за спину, согните руки в локтях, прижмите их к телу. Вращайте кистями, чтобы скакалка прошла над головой и нырнула прямо под ноги. В момент, когда она будет подходить к земле, нужно подпрыгнуть и пропустить ее под собой. Продолжайте вращать скакалку с одной и той же скоростью.
4. Любые подвижные игры в течение 10-15 мин без перерыва.
Список литературы
1. Nsportal.ru. Подготовка дошкольников к нормативам ГТО. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/11/16/statya-podgotovka-doshkolnikov-k-normativam-gto ( дата обращения: 20.01.2020).
2. Prodlenka. Обучение техники бега разных возрастных групп в ДОУ. URL : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/246758-obuchenie-tehniki-bega-raznyh-vozrastnyh-grup ( дата обращения: 23.04.2021).
3. Studref. Упражнения в прыжках. URL : https://studref.com/646845/pedagogika/uprazhneniya_pryzhkah ( дата обращения: 23.04.2021).
4. Vuzlit.ru Упражнения и игры для детей 4-5 лет при обучении метанию. URL : https://vuzlit.ru/367587/uprazhneniya_igry_detey_obuchenii_metaniyu ( дата обращения: 23.04.2021).
5. О крохе. Как научить ребенка подтягиваться? Самые эффективные способы. URL : https://o-krohe.ru/sport/kak-nauchit-podtyagivatsya/ ( дата обращения: 24.04.2021).