Анна Макурина
Элементарная опытническая деятельность и экспериментирование с природным материалом как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к презентацией "Элементарная опытническая деятельность и экспериментирование с природным материалом как средство познавательного развитие детей. " Выполнила воспитатель МБДОУ№52 Макурина Анна Дмитриевна.
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления – элементарная опытническая деятельность и экспериментирование с природным материалом как средство познавательного развития детей.
Публикация «Элементарная опытническая деятельность и экспериментирование с природным материалом как средство познавательного развития» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 2. Советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн сказал: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Одной из разновидностей исследовательской деятельности является эксперимент. Экспериментом можно назвать метод познания, основанный на чувственно-предметной деятельности исследователя.
Слайд 3. В нашем случае в роли исследователей выступают дети. Метод экспериментирования имеет несколько достоинств. Перечислим эти достоинства.
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Слайд 4. В частности, дети могут экспериментировать с природными материалами.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание педагог Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности : из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности, поскольку в работе с природным материалом все это надо учитывать.
Рассмотрим некоторые виды природного материала.
Из общедоступного природного материала можно выделить шишки, лесные орехи, …
Слайд 5. … кору деревьев, желуди, ветки, корни, листья, …
Слайд 6. … плоды шиповника, ягоды рябины, кукурузные початки, …
Слайд 7. … камыш, воду, …
Слайд 8. … песок, глину, ракушки, …
Слайд 9. В рамках подготовки к сегодняшнему семинару я решила провести эксперимент с водой в своей группе. Для этого эксперимента понадобились глубокая миска, стакан и модель мельницы. Дети наливали воду на модель мельницы, благодаря чему вращалось мельничное колесо. Таким образом дети смогли получить представление о принципе работы мельницы.
Слайд 10. В своей группе я провела еще эксперимент. Для его реализации потребовалась глубокая миска, а также кусочки бумаги. Дети бросали бумагу в заполненную водой миску, а затем наблюдали за тем, как бумага всплывала на поверхность воды. Участвуя в этом эксперименте, дети смогли получить элементарное представление о том, что предметы легче воды плавают на ее поверхности.
Еще дети дули на воду, имитируя ветер. Во время этого эксперимента бумага перемещалась по водной поверхности. Здесь дети смогли увидеть, что под действием ветра предметы могут плавать в воде.
Слайд 11. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. По этой причине экспериментирование очень важно в педагогическом процессе.
Слайд 12. Благодарю за внимание. Буду рада ответить на ваши вопросы.