Алла Бакаева
Электронная картотека игр для развития эмоционально-речевой сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Электронная картотека игр на развитие эмоционально-речевой сферы для детей старшего дошкольного возраста
“Собери лицо”
Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями.
“Шкатулка ласковых имен”
Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен.
“Рассмеши царевну-Несмеяну”
Публикация «Электронная картотека игр для развития эмоционально-речевой сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Один ребенок – царевна-Несмеяна. Все остальные дети подходят по очереди и пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических – щекотка). Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.
“Угадай настроение”
Назвать настроение каждого ребенка (зверюшки, изображенных на картинке и объяснить почему так думаешь.
“Какое у тебя настроение?”
Детям предлагается раскрасить клоуна так, чтобы было понятно какое у него настроение.
“Я начну, а ты продолжи”
Когда у меня хорошее настроения, я…
Когда у меня плохое настроение, я…
Хорошее настроение помогает мне…
“Где мы были не скажем, что делали покажем”, “Зеркало движений”
Детям предлагается без слов (жестами и мимикой) изобразить, где они побывали и что делали. Ситуации задает педагог. Один ребенок или подгруппа детей изображают действие, остальные отгадывают.
“Сказки наизнанку”
Кукольный или настольный театр по известной сказке. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая, и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
“Веселые стихи”
Ребенку предлагается рассказать стихотворение представив себе, что он: старик, клоун, малыш, мышь, медведь и т. п.
“Нравится – не нравится”
Ребенку предлагается сказать, что нравится (не нравится) маме, папе, другу, собаке, кошке, дереву и т. п.
“Коврик эмоций”
На столе картонный коврик с яркими разноцветными квадратами. Все сорок квадратов пронумерованы. В некоторых размещены (аппликация) символы лиц с разными эмоциями. В игре может участвовать от 2 до 6 человек. Нужно как можно быстрее провести свою фишку по дорожкам. Фишки устанавливаются в начале на квадрате с цифрой “1”. Бросая по очереди кубик, участники продвигаются вперед на столько квадратов, сколько очков покажет кубик. Если фишка останавливается на “веселом символе” - ребенок получает дополнительный ход; на сердитом – пропускает ход; на грустном – начинает игру сначала; удивленном – продвигается по стрелке. Выигрывает тот, кто первым доведет свою фишку до конца.
“Магнитофон”
Детям предлагается произнести фразу в соответствии со схемой: громко, тихо, во весь голос, шепотом, медленно, быстро, по слогам…
“Назови похожее”
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематичное изображение, а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
Игры-имитации на мышечное расслабление и двигательное раскрепощение
• Представь себе, что ты река: спокойная, широкая, ласковая, бурная (изобрази реку);
• ты – цветок, который не проснулся после ночи: изобрази пробуждение цветка;
• изобрази походку мамы, друга, старика, солдата… узнай, кого изображают дети.
Психогимнастические упражнения (этюды)
“Цветок”
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
“Новая кукла”
Маше подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
“Удивление”
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было…Из чемодана выпрыгнула собака.
“Сердитый дедушка”
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?
“Баба Яга”
Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
“Золушка”
Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
Игры, способствующие развитию фантазии детей
“Перевирание” сказки
Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.
Педагог говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры — трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры.)
Педагог рекомендует детям продумать новый сюжет, а затем разыграть его.
Игра в “волшебника”
Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка/ Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”
Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в. Слушайте волшебника!”
Прием “овеществления”
Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек — сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети-сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры — холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т. д.)