Ольга Кравченко
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников (подготовительна группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Что я слышу – забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников (подготовительна группа)» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- обобщение знаний по данной теме.
Задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
• Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
• Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
• Знания детей о неживой природе.
Перспективное план работы по самообразованию.
1 этап. Диагностический
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Изучить и проанализировать:
- «Закон об образовании»
- ФГОС дошкольного образования
-программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой
-Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М. : Академия, 2000. -159 с.
-Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Детство-Пресс,2017г.
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2002.
Сентябрь 2019 г.
2. Изучение материалов на сайтах:
- maam.ru;
-nsportal.ru;
-infourok.ru;
-loqopedy.ru.
В течение года
2 этап. Прогностический
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме Сентябрь 2019г
2. Подбор литературы по теме
3. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах
В течение года
4. Подобрать материал и разработать консультации для родителей октябрь
3 этап. Практический.
Сроки
реализации Тема Содержание работы Практический выход
сентябрь
2019 г. Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Перспективное планирование экспериментальной деятельности.
октябрь
2019г. Работа с родителя Изучение методической литературы по теме самообразования. Консультация для родителей на тему: «Детское экспериментирование в саду и дома».
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
ноябрь-декабрь
2019 г. Эксперименты и опыты с воздухом Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
• Можно ли поймать воздух
• Буря в стакане воды
• Попробуем взвесить воздух
• Чем пахнет воздух
январь-февраль 2020г. Эксперименты о опыты с песком Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
• Песчаный конус
• Свойства насеянного и мокрого песка
• Песочные часы
март-апрель 2020г. Эксперименты и опыты с водой Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
• Откуда берётся вода?
• Можно ли склеить бумагу водой?
• Есть ли у воды форма?
• Имеет ли вода вкус, цвет, запах?
• Изменение объёма воды.
апрель 2020г. Эксперименты и опыты с магнитом Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. • Испытание силы притяжения.
• Летающая бабочка.
• Липкий металл.
• Отправляемся в путешествие.
• Как достать скрепку из воды, не намочив руки?
май
2020г. Подведение итогов по теме самообразования Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.