Наталья Мамодолиева
Отчет по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Отчет по самообразованию на тему :
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Подготовила
Воспитатель: Мамодолиева Н. С.
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Публикация «Отчет по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой», С. Н. Николаева «Юный эколог».
Затем я определила цели и задачи своей работы.
Цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе создала уголок экспериментирования, в котором имеются необходимые инструменты для опытов, специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., огород.
С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД и опыты - эксперименты по темам :
«Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
«Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
«Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
«Сюрприз для гнома» - помогала детям выявить свойства песка (сухой, влажный, мокрый).
«В мире магнита» - знакомила детей со свойствами и качествами магнита; помогала выявить свойства магнита (гладкий, притягивает, темный).
«Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
«Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар - это вода).
«Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.
Так на протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры :
«Подбери материал для названного предмета»
«Оглянись вокруг».
«Расскажи о предмете».
«Отгадай материал».
«Где спрятался воздух».
«Что из чего будет».
В результате НОД и опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы (явления погоды, снегопад, круговорот воды в природе. Уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения. Дети получили представления о свойствах песка, магнита и т. д.
Дети с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной делали выводы. Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, А. Ю. Кузина, С. Е. Анфисова, Л. В. Бадул «Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС).