Ползикова
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ползикова Анна Алексеевна,
воспитатель
Экспериментирование как средство развития познавательной
активности детей
Аннотация: Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать и проявлять фантазию в мире опытов.
Ключевые слова: опыты и эксперименты, детское экспериментирование, экспериментирование.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей» размещена в разделах
Среди возможных средств развития исследовательской активности детей дошкольного возраста особое внимания заслуживает – детское экспериментирование.
Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать и проявлять фантазию в мире опытов. Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте ведущим методом является игра и дети через игру, ещё не понимая этого, делают свои первые эксперименты с живой и не живой природой, тем самым познавая окружающий мир.
В детском саду опыты и эксперименты проходят, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, также можно использовать на прогулке, как часть наблюдения за объектами живой и неживой природы.
В процессе экспериментирования ребенку-дошкольнику необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».
В любом возрасте дошкольников, роль воспитателя остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Основная задача воспитателя – это поддерживать и развить у детей интерес к экспериментированию, открытиям и создавать условия для этого. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали что - то новое в своих исследованиях и экспериментах, но и делали небольшие свои открытия. Воспитателям важно и нужно создать условия для продуктивной, интересной деятельности дошкольников:
1. Ставить задачи;
2. Усложнять постепенно задачу;
3. Организовать условия для самостоятельной и учебной деятельности.
В результате организации детского экспериментирования :
1. У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.
2. Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
3. Появляется умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать или опровергать сои предположения и делать правильные выводы.
4. Развиваются качества личности : познавательная активность и целеустремленность.
Список использованной литературы.
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом.
2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. /
Управление ДОУ, N 4, 2004
3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003