Светлана Старлытова
Экспериментирование как средство развития любознательности и познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании 2 младшая группа
Тема: «Опыты и эксперименты с различными материалами как средство развития любознательности и познавательной активности детей дошкольного возраста»
Слайд:
Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Ллойд А. Симандл
Как ребенку познать мир, если не через собственные ощущения? Что дает такие ощущения?
Публикация «Экспериментирование как средство развития любознательности и познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Только собственный опыт, собственные действия малыша. Когда ребенок сам задает вопросы и ищет на них ответы.
Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах.
Слайд:
Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.
Вообще школа собственных открытий – одна из лучших школ характера”.
(Анатолий Шапиро.)
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – готовность пойти ему на помощь.
Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.
Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование?
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Особенности детского экспериментирования
Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
Не следует четко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит от намеченной цели занятия. Если воспитатель радуется открытиям своих питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.
Дети не могут работать в тишине. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребёнка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим, когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Создание возможности проговаривания своих действий, нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Учет индивидуальных особенностей детей. Поощрять детей ищущих собственные способы решения задачи, экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленнее, по какой-то причине отстает ни в коем случае «не давить» на них.
Право ребенка на ошибку. Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться «подогнать» его под представления, которые кажутся правильными. Непредусмотренный результат не является не правильным. Нужно позволить ребенку самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений (если при этом никому не будет нанесен вред).
Строгое соблюдение правил безопасности. Дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но увлекаясь работой часто о них забывают. Поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге.
Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе. Нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.
Познавательно-исследовательская лаборатория является частью экологического центра в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача взрослого — создать интерес к практическим исследованиям.
Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.
(Экскурсия по познавательно-исследовательской лаборатории)
Воспитательные задачи:
Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
воспитание усидчивости и аккуратности;
развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.
В лаборатории есть «хозяин» — известный персонаж Капитошка. Он же помогает детям в экспериментировании : подготавливает нужные материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описания интересных опытов и т. д.
Созданы условия для детского экспериментирования
место для приборов
место для хранения материалов (природного, «бросового»)
место для проведения опытов место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
серии картин с изображением природных сообществ
книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы
простейшие приборы
коллекции
материалы, распределенные по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Металл», «Резина»
природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
бросовые материалы: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
прочие материалы: сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда, увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа, личные блокноты детей для фиксации результатов опыта.
меры веса: разнообразные весы, набор гирь;
для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы
для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики
Что можно делать для развития исследовательской деятельности?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним
Вывод: В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний
Слайд:
Что я слышу— забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я помню. Конфуций
Мир опытов и экспериментов увлекателен для ребенка.
Это сказочный и волшебный мир, когда одно превращается в другое, когда результат непредсказуем, когда на обычные действия возникает бурная реакция.