Валентина Молявко
Экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Молявко Валентина Ивановна
воспитатель первой квалификационной категории, группы №30 МК ДОУ д/с №346.
Экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ.
Цели:
Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое познание. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Задачи: -Формирование представлений о предметах их свойствах и качествах; способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями; умения делать выводы, открытия.
-Развитие мыслительных способностей, внимания, памяти, мелкой моторики, речевых способностей.
-Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию; дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований. Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи. Воспитание усидчивости и аккуратности.
Требование ФГОС ДО рассматривает познавательно - исследовательское развитие воспитанников, как одно из обязательных направлений деятельности дошкольных организаций.
В соответствии с ФГОС ребенок должен быть: любознательным; активным; интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире; умеющим задавать вопросы взрослым. Овладеть этими качествами дошкольникам позволяет познавательно - исследовательская деятельность. В дошкольном детстве познавательно-исследовательская деятельность представляет собой активность направленную на постижение окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).
Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
У детей с нарушением речи часто возникают сложности с восприятием и запоминанием информации, поэтому стараюсь, чтобы материал был достаточно нагляден. Максимально стараюсь включать в деятельность детей опыты и эксперименты из разработанного мной курса «Маленькие лаборанты».
Для проведения экспериментальной деятельности в нашей группе оборудован уголок экспериментирования, материалы и объекты для исследования расположены в поле зрения детей.
Весь материал разделен на несколько равнозначно функциональных комплектов и в течении года меняются, чтобы вызвать волну интереса к подзабытым материалам. При проведении исследовательской деятельности стараюсь как можно больше предоставлять возможность принимать решения и в форме поисковой, исследовательской деятельности самостоятельно «открывать» новое. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живой и неживой природой. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность.
Для достижения поставленных целей стараюсь включать опыты и эксперименты во все виды деятельности детей : в игры, занятия, труд, прогулки.
Понимая значение экспериментирования для развития детей дополнительно провожу исследовательскую деятельность в группе в форме кружковой деятельности. Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по плану разработанному в системе на три возрастные группы (средняя, старшая, подготовительная). Материал и объекты для изучения сгруппированы блоками по месяцам с постепенным усложнением.
Работа проводится подгруппами с учетом познавательных интересов детей.
В ходе экспериментирования дети познают как определенный объект, так и окружающий мир. Когда дети старшего дошкольного возраста действуют сами, они лучше познают окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: опытам, экспериментам, проектам. Изучаемые темы рассматриваем с детьми более длительное время – применяю в работе метод проектов. Например: в течении 2 недель октября работали над проектом «НАШИ МАМЫ». В ходе проекта читали и заучивали стихотворения о мамах; рисовали маму; в технике аппликации выполняли портрет мамы; беседовали о профессиях мам; проводили опыты «у мамы на кухне» (гашение соды лимонным соком, солёное тесто для лепки, мыльные пузыри и т. д).
Кружковую работу- курс «Маленькие лаборанты» провожу в индивидуальной и групповой (5-7 детей) форме, фронтальную форму организации применяю только для демонстрации какого-либо наглядного эксперимента например : «извержение вулкана» «радуга в бокале»
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Благодаря опытам дети испытывают радость, удовольствие от своих открытий, которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Старшие дошкольники учатся выступать как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставят цели, ищут пути и способы их достижения.
Совместная экспериментальная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появляется желание узнать новое о свойствах объектов, активно исследовать их.
Неньютоновская жидкость Свеча в стакане