Елена Дмитриевых
Экспериментально-опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста
Экспериментально-опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста
Дети по своей природе исследователи. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать новое, все это способствуют развитию всех психических процессов, ребенок становится общительным, умеющим ориентироваться в окружающей обстановке, старается решать возникающие проблемы соответственно возраста. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», он делает множество открытий, которые побуждают его искать что-то новое и неизведанное вновь и вновь. Когда ребенок все слышит, видит, чувствует и делает это сам все это усваивается прочно и надолго.
Публикация «Экспериментально-опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Понимая какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей были поставлены следующие задачи:(они представлены на экране).
Но основной задачей педагога является поддерживать и развивать интерес детей к исследованиям и открытиям, помочь им в проведении опытов, сделать их полезными и безопасными для ребенка.
Для решения поставленных задач была создана экологическая комната. Приобретено оборудование: приборы помощники: лупы, микроскоп, весы, песочные часы, термометры, магниты, емкости для опытов с водой, песком, воздухом.
Собраны различные материалы: утилизированный материал (кусочки кожи, ткани, меха, дерева); природный материал (перья птиц, шишки, ракушки, камешки, семена); технические материалы (гайки, детали конструктора, шурупы); пищевые и непищевые красители; прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, стекла, свечи и т. п.).
Созданы различные коллекции: бумаги, полудрагоценных камней, насекомых, бабочек, полезных ископаемых.
При осуществлении образовательной деятельности по экспериментально-опытнической работе мы проводим опыты как с живой так и с неживой природой.
Эксперименты проводимые в экологической комнате имеют разную степень сложности: от простого окрашивания воды до выращивания кристаллов и создания цветной радуги.
На каждом занятии результаты проводимых опытов фиксируются в журналах исследований в виде таблиц и рисунков, схем.
Вместе с детьми мы проводим опыты.
Опыты с водой (свойства воды, что она является растворителем, можно ли унести воду в решете).
Опыты с воздухом (свойства воздуха, где он есть).
Опыты с камнями.
Опыты с бумагой.
Опыты с магнитом.
Опыты с солью (свойства соли и выращивание кристаллов соли).
Поскольку в нашей экологической комнате живут некоторые животные, то дети могут не просто ухаживать, наблюдать, но и проводить исследование. Например, мы исследовали воду аквариума: ее состав, температуру и содержание кислорода. По результатам исследований мы пришли к выводу какие условия необходимо создать для жизни лягушки и рыбок в аквариуме, чтобы они комфортно себя чувствовали.
В процессе детского экспериментирования дети приобретают умения:
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы;
• анализировать объект или явление;
• выдвигать гипотезы и предположения;
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• осуществлять эксперимент;
• делать выводы;
• фиксировать этапы действий и результаты графически.
По итогам экспериментально-опытнической деятельности в 2013 году были получены следующие результаты: это достаточно высокие показатели. Эта работа вызывает большой интерес у детей.
диаграмма.
Хочу закончить свое выступление словами В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».