Ирина Стахеева
Экспериментальная мини-лаборатория, как способ развития интеллектуального потенциала личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная мини-лаборатория как способ развития интеллектуального потенциала личности дошкольника
Всем нам известно, что ознакомление ребенка с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
В ходе организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников подготовительной группы возник вопрос – возможно ли стать химиком или физиком в детском саду и что для этого надо сделать? На помощь, в решении нашего вопроса, пришли ученые доктор Микроскоп и лаборант Знайка, и предложили поэкспериментировать и открыть для себя новые знания, в их химической мини-лаборатории «Экспериментариум»
Кто сказал, что физика и химия начинаются только в старшей школе? Оценить красоту этих наук способны даже совсем маленькие дети. Если юный химик или физик ещё не умеет говорить, он может участвовать в увлекательных экспериментах. А дальше – больше: с каждым годом опыты становятся всё увлекательнее и сложнее, так что проводить их можно в любом возрасте.
Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Эксперименты в мини-лаборатории были разделены на три группы:
- эксперименты с жидкостями : вода, подсолнечное масло, молоко, газированный напиток «Coca-Cola»;
-эксперименты с сыпучими веществами: сода, крахмал, лимонная кислота, пищевые красители;
- эксперименты с орбизами : выращивание орбизов, прозрачность орбизов, заморозка, магнит и орбизы «Поиск сокровищ в пустыне»
Но перед тем как приступить к работе, обязательно необходимо повторить правила безопасного поведения при исследовательской деятельности: нельзя пробовать на вкус и вдыхать вещества, с которыми производится эксперимент, работать необходимо аккуратно на своем рабочем месте, не баловаться, осторожно пользоваться материалом, внимательно слушать воспитателя, соблюдать порядок на рабочем месте.
Мной были подобраны научные опыты, которые безопасны, доступны по возрасту и интересны детям.
Примеры экспериментов.
1. «Краснокачанная химия»
Что будет при смешении разных красок между собой мы уже знаем. Но следующий опыт может поставить нас в тупик, ведь смешивать будем одну и ту же жидкость с тремя прозрачными и получать в итоге совершенно разные результаты.
Последовательность действий:
1. Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком. Ждем 5 минут.
2. Процеживаем через тряпочку настой из капусты.
3. В другие три стаканчика наливаем холодную воду.
4. В один из стаканчиков с водой добавляем немного уксуса.
5. Во второй насыпаем чайную ложку соды.
6. Добавляем капустный раствор во все три стаканчика.
Почему так происходит:
Сок краснокочанной капусты содержит особый пигмент, чувствительный к кислотности раствора - он меняет цвет от красного в растворе кислоты (уксуса) до синего в щелочной среде (сода). Кроме капусты подобным свойством обладают многие темно-синие ягоды и овощи: свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград. Раствор сока в воде имеет фиолетовый цвет. При смешивании растворов уксуса и соды происходит реакция с выделением пузырьков углекислого газа, а кислотность становится ближе к нейтральной- цвет раствора становится все ближе к фиолетовому.
2. «Извержение вулкана»
Смесь для извержения:
- сода – 2 столовые ложки,
- лимонная кислота -2 столовые ложки,
- красная краска -1 чайная ложка (гуашь, пищевой краситель)
- жидкое мыло или жидкость для мытья посуды -1 столовая ложка,
- вода – 150 мл. воды.
Последовательность действий:
В "кратер вулкана" т. е. бутылку в макете:
- насыпаем 2 столовые ложки соды;
- добавляем 1 ложку красной краски (гуаши) и1 ложку жидкого мыла;
- смешиваем лимонную кислоту с водой;
- осторожно вливаем кислую воду в "кратер"
Вулкан просыпается
Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.
3. «Содовые бомбочки»
В миске смешиваем соду и гуашь или пищевой краситель + несколько капель воды, чтобы замесить густую массу. Масса должна хорошо лепиться руками. Делаем из этой массы комочки, можно в них спрятать сюрприз-игрушку, и оставляем сохнуть на сутки.
В емкости смешать воду и лимонную кислоту. Опустить комочки в кислую воду и смотреть, как они начинают шипеть и пузыриться и постепенно окрашивать воду.
5. «Поиск сокровищ в пустыне» - орбизы и магнит.
Показать в контейнере неньютоновскую жидкость, снег, который не тает, прозрачные орбизы в воде.
Итог. Дети всегда открыты чему-то новому, необычному, интересному! Теперь стать исследователем, химиком и физиком можно и в дошкольном возрасте, не выходя из стен детского сада, подготовив для опытов самые обычные подручные материалы!