Елена Токарева
Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «воздух» его свойствами, ролью в жизни человека, доказать, что воздух повсюду.
Развивать наблюдательность.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Публикация «Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидим, дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (кораблики, воздушные шары и т. д., ветер – это движение воздуха. Расширить представления детей о свойствах воздуха : не имеет формы, не имеет запаха, газ, легче воды.
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств.
Ожидаемый результат:
Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
- Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые. Ребята, меня прислал к вам профессор Всезнамус. Знаете такого? И я пришла к вам не с пустыми руками. Но всему свое время. Сначала я вас научу здороваться и знакомиться, но необычно.
Ребята, есть хорошая примета по утрам дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
Солнцу красному – привет!
Небу ясному – привет!
Взрослые и малыши – добрый день от всей души.
Воспитатель: Сейчас мы с вами познакомимся. Меня зовут Елена Ивановна. А теперь вы должны назвать свое имя и повторить за мной движение (здороваемся пальчиками, ладошками, кланяемся, еще раз в быстром темпе). Вот мы с вами и познакомились.
Что же здесь интересного. Какие- то пакеты, давайте их разложим на своих столах. Раскладываем. Я кладу землю и наливаю воду.
- Берем нарукавники и бахилы, надеваем. Как вы думаете, зачем нам все это нужно? Играть в больницу? В хирургов. Нет. Здесь есть стаканы, тарелки. Тогда, может быть, мы будем поварами? Нет. Зачем здесь шарики и пластилин? Будем экспериментировать.
Я приглашаю всех в лабораторию.
Дети стоят рядом со мной.
А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, с чем мы сегодня будем экспериментировать.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Правильно, это воздух.
В. : Молодцы! Давайте представим, что мы с вами ученые, работающие в лаборатории.
Перед нами (учеными) будет стоять задача: постараться с помощью опытов узнать, как можно больше о воздухе и доказать, что воздух всюду находится вокруг нас. В лаборатории ведем себя тихо, работаем аккуратно.
Возле меня.
1.- Как вы думаете, в этом зале есть воздух? Да. Иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и даже в самолетах есть воздух. Рисую на доске.
2.- Мы видим его? Нет. Значит, он…невидимый. Вот его свойство – невидимость. Рисую.
4. – Имеет вкус? Вдохнем воздух через рот. Нет. Рисую. Какой… без вкуса. Рисую.
5. -Имеет ли воздух запах? Вдохнем через нос. Нет. Значит, какой… без запаха. Рисую.
Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает, переносит чужие запахи.
Я предлагаю в этом убедиться.
Апельсин очистить от кожуры. (в сундуке) Какой запах вы почувствовали? Как вы думаете, чем может еще пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом – около костра, летом у клумбы – цветами, духами)
Так имеет ли свой запах воздух? (нет).
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
6. – Имеет ли воздух форму? Проверим. Достаю из сундука круглый шарик. Какой формы шарик? А воздух, который в нем? Достаю длинный шар в виде сарделек. Значит, воздух принимает форму того предмета, куда его поместили, своей формы у него нет. Рисую.
7. Все вместе у бассейна.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Воспитатель:
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Занимаем свои рабочие места.
8. Посмотрите на стенки ваших стаканов. Что вы видите? Пузырьки воздуха. Вывод: в воде тоже есть воздух.
9. Возьмите в руки камень, сожмите его в руке. Какой он? Камень – это твердое тело. А воздух мы можем сжать? Нет, значит, он не твердое тело. Возьмите стакан с водой и немножко отлейте в пустой стакан. Вода течет, льется, ее можно пить, значит, вода – жидкость. А воздух можно налить? Нет. Значит, он не жидкость, не твердое тело, а что же тогда? Газ.
10. Воспитатель. Как же нам поймать его?
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? А может быть. в пакете ничего нет? Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Воспитатель: Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Рисую.
11. Фокус с воздухом. Надуйте слегка воздушный шарик и опустите его отверстием в стакан с чистой водой. Что происходит? Шарик будет сдуваться, а воздух будет выходить пузырьками на поверхность воды.
- Откуда воздух в шарике? Мы его надули. Вывод: внутри нас тоже есть воздух.
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Потому, что воздух легче воды. Рисую.
12. А в земле есть воздух? В пластилине? Давайте проверим. Возьмите стаканчики с водой и бросьте туда кусочек пластилина. Появились пузырьки. Теперь кусочек земли. Тоже появились пузырьки. Это воздух. Значит, воздух окружает нас всюду. Заполняет любую щель, любое пространство, не оставляя свободного места.
Дети выходят ко мне.
14. Надуваем шарик, отпускаем и следим за полетом. Сравним, почему один шарик улетел дальше другого. Этот принцип используется в реактивных двигателях.
Пришло время посмотреть, что же в чудесном сундучке. Дети сами смотрят и достают.
15. Мыльные пузыри. Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Откуда в пузырях воздух? Мы его выдыхаем. Почему они получаются разного размера? Чем больше воздуха попало, тем больше пузырь.
Давайте немножко поиграем. Сначала вы будете их надувать, а я ловить, а потом наоборот.
16Теперь нам предстоит определить при работе, каких предметов используется воздух. Выберите по одной нужной карточке и назовите этот предмет.
Достаю карточки, раскладываю на своем столе, дети выбирают, показывают гостям и называют.
/ В сундучке лежат иллюстрации и игрушки-предметы: мельница, фен, веер, велосипед, утюг, фотоаппарат, ложка, вертолёт, парусник, телефон, книга, мячик, свистулька и др. / а также ветер помогает двигаться парусникам.
17. Достаю из сундука кораблики.
Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение. Ветер-это движение воздуха.
18. Корабли могут столкнуться с айсбергом. Что такое айсберг? Ледяная глыба. Что такое лед? Замороженная вода. Почему айсберг не тонет? В нем заморозились пузырьки воздуха.
А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.
Раздаю кружки.
19. Я предлагаю вам взять кружки. Один красный и один зеленый Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны – красный или да-нет. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон – да - зеленый
Воздухом дышат люди и животные – да
Воздух круглой формы – нет.
Ветер – это движение воздуха -да
Воздух легче воды - да
Человек может жить без воздуха – нет
В воде воздуха нет -нет
Воздух - это газ, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы - да
20 Молодцы, ребята, а скажите, вам понравилось ставить опыты, а какой опыт вам показался интересным больше всего (ответы детей).
Сели на ковер.
21Ребята, я благодарю вас за внимание и прекрасную работу в нашей лаборатории. На память я сегодня для вас приготовила подарок - сюрприз. Закройте на минутку глазки, давайте мы себе представим - ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо нами летают птицы и поют свои песни. Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой.
Достаю лебедей.
Лебедь – красивая редкая птица. К сожалению, их очень мало. Поэтому, лебеди занесены в Красную книгу. Это означает, что их нельзя истреблять. Лебедей нужно беречь и охранять.
Лебеди очень любят воду. Сейчас мы наших лебедей опустим в озеро и посмотрим, как они будут плавать.
-А почему лебеди не тонут?
Воздух держит их на поверхности воды.
Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.
22Наведем порядок в нашей лаборатории. Оставьте себе то, что вас заинтересовало при нашем экспериментировании. А остальное сложите в пакеты, в сундук.