Татьяна Попова
Интегрированная игровая деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: В нашей группе мы с детьми работаем над развитием интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики, поэтому я решила познакомить с некоторыми моментами вас, чтобы вы применяли с детьми дома. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные способности и навыки сотрудничества детей среднего дошкольного возраста. Важнейшим дидактическим пособием логико-математического развития дошкольников являются – логические блоки Дьенеша, которые помогают создать прочный фундамент для успешного умственного развития и сенсорной культуры, направлены на социально-нравственное развитие детей, умение работать в коллективе, соблюдать правила. Считаю, что вы родители должны продолжать развивать эти способности у детей дома, рассмотрим сегодня некоторые. Логические блоки и палочки Кюизенера используем в разных играх, некоторые мы с вами попробуем.
Публикация «Интегрированная игровая деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей среднего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками (или палочками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Поезд - билеты, места.
Использую логические блоки и палочки в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов. Занятия стали разнообразными и интересными помогают детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Ёлочка», «Бабочка», «Животные» и т. д.).
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, я советую дать возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками и цветными палочками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности, а затем приступать к дидактическим играм.
Воспитатель: Сам дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по цвету, форме, размеру, толщине. Каждый блок имеет 4 свойства:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Отличительная способность набора является то, что в нем нельзя обнаружить блоки, одинаковые по всем 4 свойствам.
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша:
1. Соберем урожай: перед детьми три ведерка (красное, желтое, синее). Нужно разложить блоки по цвету: в красное собрать - все красные, в желтое - все желтые, в синее - все синие.
2. Засели домик: ребенок получает карточку-домик со знаками-подсказками:
• По цвету
• По размеру
• По форме
• По толщине
В процессе усвоения классификации можно усложнять задачи:
• По цвету и форме
• По толщине и цвету
• По размеру и цвету
• По толщине и форме и т. д.
3. Где чей домик: перед детьми располагается схема, нужно поместить блок в нужное окошко.
4. Построй дом: у ведущего мешочек с блоками. У каждого строителя – карточка-домик. Задачи строителей – построить свой дом.
5. Фантазеры: конструирование по схеме или по замыслу
Воспитатель: По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Воспитатель: Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания :
• Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например, желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).
• Попросите ребенка дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
• Попросите ребенка определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.