Нина Макарова
Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении.
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Одним из главных пороков традиционного обучения детей дошкольного возраста-угасание интереса к познанию нового. Построенное на сообщение новых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребёнка то, что заложено природой: проблемность мышления, открытость новому, стремление к поиску противоречий, желание ставить перед взрослым всё новые вопросы и проблемы.
Публикация «Экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В настоящее время мы становимся свидетелями того, что в дошкольных учреждениях всё больше значения приобретает проблемное обучение. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом от традиционного: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.
Чтобы эффективно применять проблемное обучение, каждый воспитатель должен сделать поисково-исследовательскую деятельность такой, чтобы она соответствовала интересам, потребностям и возможностям детей дошкольного возраста, особенностям личностного развития в конкретный возрастной период.
Поэтому весьма актуальна в дошкольном образовании проблема организации основного вида деятельности в познании окружающего мира – экспериментирование. В перспективе экспериментальная деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Её значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса состоит в следующем:
1. Позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания.
2. Отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».
3. Имеет ряд достоинств по сравнению с другими методами:
А) экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
Б) в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постепенно возникает необходимость совершенствовать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
В) Эксперимент развивает способность ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения;
Г) экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Если у ребёнка будет сформирована любознательность самого высокого уровня для дошкольника – а это залог его будущих успехов в школьной, студенческой жизни и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкасается;
Д) экспериментирование позволяет детям самостоятельно добывать знания, которые являются более осознанными и прочными;
Е) непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познавать их свойства, качества, возможности, желание узнавать больше, обогащают яркими образами окружающего мира;
Ё) благодаря методу эксперимента ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые и всё более сложные задачи;
Актуальность и перспективность вопроса обусловили выбор направления работы с детьми: «Организация экспериментальной деятельности в детском саду»
Условия формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая идея, которая легла в основу системы работы с детьми по экспериментальной деятельности, состоит в том, что результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, И. Д. Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития детей выше, чем предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами.
В ходе экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о ом или ином физическом законе, явлении.
Условиями возникновения и становления опыта явились:
- поисковая активность, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир;
- жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях;
- дети дошкольного возраста усваивают прочно и надолго всё то, что слышат, видят и делают сами.
Теоретическая база опыта.
Теоретической базой организации экспериментальной деятельности с детьми явились исследования Н. Н. Подъяхова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, программа «Детство» под редакцией, методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» под редакцией Б. А. Мартыновой, Н. М. Сучковой.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мною был сделан вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. Организацию экспериментальной деятельности в детском саду я начала с выполнения целой системы педагогических действий.
1. Создала в детском коллективе благоприятный микроклимат, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному исследованию;
2. Разработка перспективно-тематические планы по всем возрастным группам, структуру-занятия эксперимента, примерный алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента; создала картотеки публикаций в методических и периодических изданиях и опытов – экспериментов с водой, глиной, камнем, воздухом, магнитом, бумагой и т. д.
3. Создала в группе уголок экспериментирования, который обеспечила различными материалами и оборудования в количестве необходимым для каждого ребенка.
4. Проводила предварительное тестирование для выявления интереса детей к экспериментальной деятельности с определёнными объектами, о чём они хотят узнать, что исследовать и помочь реализовать их планы.
5. Учила детей ставить вопросы, составлять план экспериментальной деятельности, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе эксперимента.
Систематическую, целенаправленную работу с детьми по экспериментированию я начала с подготовительной группы. К концу года значительно вырос интерес к занятиям по экспериментированию. Дети научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они быстро и точно выполняли задания, проявляли при этом самостоятельность, навыки самоконтроля.
Работая с детьми в 1-ой младшей группе я принимала самое непосредственное участие в процессе проведения эксперимента, которое в этом возрасте неотличимо от развлечения. Только к концу третьего года жизни появилась у детей способность к пристальному и целенаправленному рассмотрению объектов и событий. Это давало возможность осуществлять с детьми простейшие наблюдения за водой, магнитом, плавающими и тонущими предметами, песком и т. д.
Во 2-ой младшей группе у детей уже стал проявляться интерес к экспериментированию. У детей появилось понимание, что знание можно получить вербальным путем от взрослого человека. В этой группе дети ещё не способны работать самостоятельно, но охотно делают эксперименты вместе с воспитателем, поэтому участие воспитателя в совершении любых действий было обязательным.
Результаты моей работы по развитию экспериментальной деятельности во многом зависели от правильного выбора метода – обучения. В работе с детьми я использовала различные формы и методы работы:
• Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видео презентаций об изучаемых материалах, веществ и др.);
• Словесные (беседы. Чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);
• Практические (игры-опыты, игры-эксперименты, фокусы, занимательные опыты).
Формы работы с родителями.
Работа по экспериментальной деятельности шла в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещала информационные материалы, отражающие события в группе и несущие конкретные рекомендации. Они охотно отзывались на мою просьбу помочь в подготовке занятий по экспериментированию. Я часто приглашала их на открытые занятия, чтобы они видели успехи своих детей. В индивидуальных доверительных беседах с родителям и информировала их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, в тактичной форме обсуждали проблемы каждого ребёнка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома. Родители помогли в организации уголка по экспериментальной деятельности. Знакомила родителей с экспериментированием как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание, окружающего мира. На родительских собраниях проводила анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы.
Анализ результативности.
Через три года провела итоговую диагностику уровня экспериментальной деятельности детей, учитывая следующие критерии:
• Наличие познавательного интереса;
• Активность мыслительной деятельности;
• Умение самостоятельно решать простые задачи;
• Проявление самостоятельности в процессе проведения эксперимента;
• Проявления элементов творчества;
• Наличие навыков самоконтроля.
Результаты меня порадовали:
Высокий уровень – 25%, средний -71%, низкий – 4%.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При организации экспериментальной деятельности возникли определённые трудности и проблемы, связанные с тем, что в детском саду нет специально организованных условий – лаборатории, как нового элемента предметно-развивающей пространственной среды. Выделение под лабораторию отдельного помещения позволило бы проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. Хотелось бы, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволило бы детям мыть руки сразу после занятий, а воспитателям быстро проводить в порядок столы, оборудование.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
На мой взгляд, практическая значимость опыта заключается в том, это обобщенные материалы по организации экспериментальной деятельности в детском саду могут быть использованы педагогами других детский садов в практике работы с детьми с целью развития интереса к экспериментальной деятельности.