МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная работа по созданию эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Татьяна Тимахова
Опытно-экспериментальная работа по созданию эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание развивающей среды современного дошкольного коррекционно-образовательного учреждения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на перспективное, ближайшее и актуальное развитие ребёнка; на становление индивидуальных способностей. Высказывание Л. С. Выготского о том, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды [1, c. 304], для учреждения коррекционной направленности имеет особую значимость, тем более, если дети пребывают в нём круглосуточно. Для актуализации потребностей ребёнка и создания условий для его позитивного развития необходимо опираться на следующие позиции:

Публикация «Опытно-экспериментальная работа по созданию эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении,» размещена в разделах

- психологическую коррекцию в рамках поведенческого направления, которая обеспечивает приобретение ребёнком новых установок, нацеленных на формирование адаптивных форм поведения и угасание или торможение дезадаптивных форм поведения;

- роджеровское направление психокоррекции, которое акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врождённом стремлении к самореализации.

Результативность коррекционной работы усиливается при включении во взаимодействие с воспитанниками различных видов игровой, музыкальной, художественной и других видов эстетической деятельности. Благодаря такому синтезу искусств ребенок познает общечеловеческие ценности: культурологические, гуманистические, нравственные, эстетические, которые актуализируются педагогами во взаимодействии с детьми и являются критерием оценки построения отношений детей с взрослыми и друг с другом.

Существенным и значимым для использования в коррекционной работе является создание условий для активного взаимодействия ребенка с окружающим миром в процессе игры, развитие его интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных качеств, формирование личности в целом. Яркие впечатления детей реализуются в игре, рисунках, прикладном творчестве и музыкальной деятельности. Особенно важную роль для детей дошкольного возраста имеют игровые формы коррекции, наиболее естественные для них (игры-драматизации, театрализованная деятельность на темы знакомых сказок: осетинских, русских народных, сказок народов мира и лучших авторских сказок). Включение ребенка в систему педагогического воздействия с помощью средств музыки позволяет корректировать конкретные дефекты речи, гармонизировать психоэмоциональную сферу, создавать условия для положительной динамики общего развития. Музыку можно использовать в жизнедеятельности детей:

- на различных совместных видах деятельности;

- в режимных моментах, ситуациях досуга (музыкальные утренние приветствия, трапезные и колыбельные песни, сказки на ночь под тихую музыку).

Также одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей, является изобразительное творчество (рисунки, прикладное творчество: изготовление фигурок из пластилина, соленого теста, панно и конструкции из подручного материала, различные виды плетений).

Такой комплексный подход подтверждается исследованиями ученого А. Адлера, который доказал высокие компенсаторные возможности психики ребенка с различными дефектами. Интеграция различных видов деятельности обеспечивает детям с проблемами в развитии наиболее благоприятные условия для гармонизации их состояния, дальнейшего становления и роста.

Диагностические исследования показывают, что благодаря совместным усилиям педагогов улучшается психоэмоциональное состояние детей, снижается порог тревожности.

Понимая всю значимость искусства, педагоги встают на путь саморазвития, включившись в опытно-экспериментальную работу (ОЭР) по созданию комфортной коррекционно-развивающей среды. Действенным инструментом на этом пути является технологическая основа. Необходимо заметить, что для определения понятия «технология» существует много формулировок. Нами было принято определение, разработанное в авторской научной школе «Саморазвитие человека» под руководством профессора К. Я. Вазиной (Нижний Новгород). Технология — это целеустремленный, алгоритмичный, нормированный процесс организации творческого, продуктивного взаимодействия с миром, с собой с целью развития потребностей, способностей, сознания [2].

В процессе опытно-экспериментальной работы педагоги убедились, что потребности, способности, сознание — это главные параметры саморазвития воспитанников. В связи с этим важнейшей функцией руководителей ДОУ становится необходимость находить способы пробудить (и поддерживать) у педагогов потребность и стремление к саморазвитию и творчеству. Необходимо помнить, что именно способности (исследовательские, проектировочные, исполнительские, рефлексивные, коммуникативные) обеспечивают реализацию интересов и потребностей человека. Действие — вот способ удовлетворить желания и стремления. Любые способности развиваются только в деятельности, что и создает условия для формирования компетентностей личности.

Результат опытно-экспериментальной деятельности на каждом этапе - подведение итогов всеми педагогами, участвующими в эксперименте. Кроме заполнения дневника опытно-экспериментальной работы, экспериментатор мог выбрать следующие формы отчетности: выступление на педагогическом совете, заседании активной группы; разработанное и апробированное педагогом методическое обеспечение по направлению исследования; проведение мероприятия по выбору педагога.

Благодаря эксперименту обогатилась, стала более содержательной и работа с родителями. Они более заинтересованно стали относиться к деятельности педагогического коллектива, повысилась их потребность в контакте с воспитателями и специалистами детского сада.

Благодаря последовательной работе руководства ДОУ, были обеспечены условия внедрения инновационных подходов в области коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии:

- сформированы мотивации и потребности педагогов к коррекционной деятельности на основе интеграции различных видов искусств, чему способствовало организованное корпоративное обучение;

- успешно применен технологический подход в использовании средств и способов коррекционной работы, обеспечивающей здоровьесберегающий психоэмоциональный эффект в условиях круглосуточного пребывания детей из кризисных семей;

- организовано постоянное методическое сопровождение личностно-профессионального роста педагогов, подготовлен пакет методического обеспечения.

Важным показателем эффективности опытно-экспериментальной работы явилась аттестация педагогов, по результатам которой 10 членам дошкольного образовательного учреждения была присвоена высшая квалификационная категория. На педагогическом совете педагоги с гордостью показывали папки с разработанными материалами, результатами эксперимента и подтвердили, что именно их участие в эксперименте и определило успешность аттестации.

Таким образом, можно заключить, что постоянный творческий поиск педагогов, комплексный подход к коррекционной деятельности являются залогом благополучия ребенка. Душевное богатство, неравнодушие, стремление к собственному развитию — показатель истинного педагога, педагога по призванию, который так необходим нашим детям.

Литература.

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

2. Коневич С. В., Кудрявцева Н. Г. Технология создания эмоционально-комфортной коррекционно-развивающей седы в условиях ОЭР. – М:, 2011.

Публикации по теме:

«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды». Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

«Опытно-экспериментальная работа с детьми раннего возраста».«Опытно-экспериментальная работа с детьми раннего возраста». Период адаптации и социализации к условиям детского сада у каждого ребенка 2-3 лет проходит по-разному. Дети приходят из разных семей, условия.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, совместное создание развивающей среды невозможно без участия.

Дизайн-проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Центр развития «Занимательная математика»Дизайн-проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Центр развития «Занимательная математика» В нашем детском саду объявлен конкурс проектов по модернизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (а именно в коридорах, холлах,.

Методическая работа в дошкольном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС «Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС ДО» Ляленкова В. В. – старший воспитатель.

Методическая разработка «Инновационный подход к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ» В настоящее время уделяется большое внимание созданию музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ. Поэтому музыкальные руководители стремятся.

Опытно-экспериментальная работа «Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ» ПРЕДМЕТ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ: Развитие детского музицирования. ЦЕЛЬ ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ: Разработка методик,.

Педагогический совет «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ» Педагогический совет № 2 Тема: «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ» Дата: 10.11.2015г. Цель: провести.

Проект «Счастливое детство» по созданию оптимальной предметно-развивающей среды в ДОУ ПРОЕКТ Счастливое детство Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь.

Работа с родителями в дошкольном учреждении Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная работа по созданию эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 22:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная работа по созданию эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тимахова (УИ 932027) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД