Татьяна Тимахова
Опытно-экспериментальная работа по созданию эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание развивающей среды современного дошкольного коррекционно-образовательного учреждения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на перспективное, ближайшее и актуальное развитие ребёнка; на становление индивидуальных способностей. Высказывание Л. С. Выготского о том, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды [1, c. 304], для учреждения коррекционной направленности имеет особую значимость, тем более, если дети пребывают в нём круглосуточно. Для актуализации потребностей ребёнка и создания условий для его позитивного развития необходимо опираться на следующие позиции:
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по созданию эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении,» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- психологическую коррекцию в рамках поведенческого направления, которая обеспечивает приобретение ребёнком новых установок, нацеленных на формирование адаптивных форм поведения и угасание или торможение дезадаптивных форм поведения;
- роджеровское направление психокоррекции, которое акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врождённом стремлении к самореализации.
Результативность коррекционной работы усиливается при включении во взаимодействие с воспитанниками различных видов игровой, музыкальной, художественной и других видов эстетической деятельности. Благодаря такому синтезу искусств ребенок познает общечеловеческие ценности: культурологические, гуманистические, нравственные, эстетические, которые актуализируются педагогами во взаимодействии с детьми и являются критерием оценки построения отношений детей с взрослыми и друг с другом.
Существенным и значимым для использования в коррекционной работе является создание условий для активного взаимодействия ребенка с окружающим миром в процессе игры, развитие его интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных качеств, формирование личности в целом. Яркие впечатления детей реализуются в игре, рисунках, прикладном творчестве и музыкальной деятельности. Особенно важную роль для детей дошкольного возраста имеют игровые формы коррекции, наиболее естественные для них (игры-драматизации, театрализованная деятельность на темы знакомых сказок: осетинских, русских народных, сказок народов мира и лучших авторских сказок). Включение ребенка в систему педагогического воздействия с помощью средств музыки позволяет корректировать конкретные дефекты речи, гармонизировать психоэмоциональную сферу, создавать условия для положительной динамики общего развития. Музыку можно использовать в жизнедеятельности детей:
- на различных совместных видах деятельности;
- в режимных моментах, ситуациях досуга (музыкальные утренние приветствия, трапезные и колыбельные песни, сказки на ночь под тихую музыку).
Также одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей, является изобразительное творчество (рисунки, прикладное творчество: изготовление фигурок из пластилина, соленого теста, панно и конструкции из подручного материала, различные виды плетений).
Такой комплексный подход подтверждается исследованиями ученого А. Адлера, который доказал высокие компенсаторные возможности психики ребенка с различными дефектами. Интеграция различных видов деятельности обеспечивает детям с проблемами в развитии наиболее благоприятные условия для гармонизации их состояния, дальнейшего становления и роста.
Диагностические исследования показывают, что благодаря совместным усилиям педагогов улучшается психоэмоциональное состояние детей, снижается порог тревожности.
Понимая всю значимость искусства, педагоги встают на путь саморазвития, включившись в опытно-экспериментальную работу (ОЭР) по созданию комфортной коррекционно-развивающей среды. Действенным инструментом на этом пути является технологическая основа. Необходимо заметить, что для определения понятия «технология» существует много формулировок. Нами было принято определение, разработанное в авторской научной школе «Саморазвитие человека» под руководством профессора К. Я. Вазиной (Нижний Новгород). Технология — это целеустремленный, алгоритмичный, нормированный процесс организации творческого, продуктивного взаимодействия с миром, с собой с целью развития потребностей, способностей, сознания [2].
В процессе опытно-экспериментальной работы педагоги убедились, что потребности, способности, сознание — это главные параметры саморазвития воспитанников. В связи с этим важнейшей функцией руководителей ДОУ становится необходимость находить способы пробудить (и поддерживать) у педагогов потребность и стремление к саморазвитию и творчеству. Необходимо помнить, что именно способности (исследовательские, проектировочные, исполнительские, рефлексивные, коммуникативные) обеспечивают реализацию интересов и потребностей человека. Действие — вот способ удовлетворить желания и стремления. Любые способности развиваются только в деятельности, что и создает условия для формирования компетентностей личности.
Результат опытно-экспериментальной деятельности на каждом этапе - подведение итогов всеми педагогами, участвующими в эксперименте. Кроме заполнения дневника опытно-экспериментальной работы, экспериментатор мог выбрать следующие формы отчетности: выступление на педагогическом совете, заседании активной группы; разработанное и апробированное педагогом методическое обеспечение по направлению исследования; проведение мероприятия по выбору педагога.
Благодаря эксперименту обогатилась, стала более содержательной и работа с родителями. Они более заинтересованно стали относиться к деятельности педагогического коллектива, повысилась их потребность в контакте с воспитателями и специалистами детского сада.
Благодаря последовательной работе руководства ДОУ, были обеспечены условия внедрения инновационных подходов в области коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии:
- сформированы мотивации и потребности педагогов к коррекционной деятельности на основе интеграции различных видов искусств, чему способствовало организованное корпоративное обучение;
- успешно применен технологический подход в использовании средств и способов коррекционной работы, обеспечивающей здоровьесберегающий психоэмоциональный эффект в условиях круглосуточного пребывания детей из кризисных семей;
- организовано постоянное методическое сопровождение личностно-профессионального роста педагогов, подготовлен пакет методического обеспечения.
Важным показателем эффективности опытно-экспериментальной работы явилась аттестация педагогов, по результатам которой 10 членам дошкольного образовательного учреждения была присвоена высшая квалификационная категория. На педагогическом совете педагоги с гордостью показывали папки с разработанными материалами, результатами эксперимента и подтвердили, что именно их участие в эксперименте и определило успешность аттестации.
Таким образом, можно заключить, что постоянный творческий поиск педагогов, комплексный подход к коррекционной деятельности являются залогом благополучия ребенка. Душевное богатство, неравнодушие, стремление к собственному развитию — показатель истинного педагога, педагога по призванию, который так необходим нашим детям.
Литература.
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
2. Коневич С. В., Кудрявцева Н. Г. Технология создания эмоционально-комфортной коррекционно-развивающей седы в условиях ОЭР. – М:, 2011.