Надежда Иоселева
Конспект по экспериментальной деятельности НОД «Свет мой, зеркальце, скажи…»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность НОД " Свет мой, зеркальце, скажи…"
учителя - дефектолога муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области Иоселевой Надежды Васильевны
Возрастная группа: для детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группы.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Программное содержание.
Образовательные задачи.
• Дать детям понятие о зеркальности пространства.
Темочки:
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Закреплять и обобщить знания детей о разнообразных зеркалах, их свойствах, назначении, правила пользования зеркалом.
• Активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.
Коррекционные задачи.
• Дать представления детям об относительности пространственных отношений в процессе сравнения реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале: при повороте на 90, 180 градусов.
• Развивать пространственную ориентировку, зрительное внимание, мышление.
• Активизировать у детей зрительные функции прослеживания, фиксации взора.
Воспитательные задачи. Воспитывать наблюдательность, любознательность.
Материалы и пособия.
• Демонстрационный материал: большое зеркало, зеркальце, цифровая карточка «25», карточка со словом «ДЫМ»; магнитофон, аудиозапись музыки RELAX.
• Раздаточный материал: маленькое зеркальце, металлическая пластина, баночка с водой каждому ребенку.
Ход занятия
I. Заинтересовывающий момент.
Учитель-дефектолог предлагает детям отгадать загадку:
«Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну - обезьяна». (Зеркало.)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать? (Ответы детей.)
II. Основная часть.
1. Рассказ учителя об истории зеркала.
– Дети, назовите предметы, которые вас окружают.
- А как вы думаете, ребята, откуда все эти предметы появились у людей? (Ответы детей: «Их сделали люди».)
- Но ведь сначала нужно было придумать эти предметы? Вот представьте себе, что много-много лет назад человек еще жил в лесу и у него не было зеркала. Как вы думаете, где и как он мог увидеть самого себя? (Предположения детей.)
- Как-то наклонился человек над водой, чтобы рыбу поймать или воды набрать, и увидел в воде свое отражение. Как вы думаете, сразу он догадался, что это он сам отражается в воде? Придумайте, как это могло быть? (Предположения детей.)
- Сначала человек испугался, он подумал, что в воде кто-то сидит. Позвал своих товарищей, стали они все в воду глядеть и догадались, что это их отражение в воде: ведь каждый в воде видел не только себя, но и других. И с тех пор часто человек смотрелся в воду. Но ведь это не очень удобно каждый раз бегать к реке, чтобы увидеть свое отражение. И стал человек искать вокруг себя предметы, в которые можно было бы посмотреться. Однажды чистил человек металл и так хорошо его очистил, что увидел в нем свое отражение. И тогда стали люди очищать металл и появились первые зеркала. К ним приделывали ручки, украшали рисунками. Но эти зеркала искажали изображение. Если вы посмотритесь в блестящую стальную ложку, вы увидите свое отражение искаженным. И, кроме того, металлические зеркала быстро темнели на воздухе. И люди догадались спрятать металлическую пластинку под стекло. Получилось стеклянное зеркало, которое долго не темнело. А делали это зеркало так. На кусок стекла наносили жидкий металл, металл застывал, и зеркало было готово. Особенно хорошие зеркала получались, когда на стекло наносили жидкое серебро. Вроде бы очень просто. Но люди долго не могли до этого додуматься. Первыми научились делать зеркала в Италии, в городе с красивым названием - Венеция. Венецианцы долго хранили секрет изготовления зеркал. Смертная казнь грозила всякому, кто посмел бы открыть секрет изготовления зеркала иностранцам. Мастеров, которые делали зеркала, даже поселили на острове и туда никого не пускали. И никто из тех, кто там работал, не мог ездить в другие страны. Венецианские зеркала стоили огромных денег, и другие страны очень хотели узнать секрет их изготовления. Но вот однажды французский посол в Венеции получил приказ от своего короля уговорить мастеров - зеркальщиков бежать во Францию. С большими трудностями, заплатив огромные деньги, французский посол выполнил этот приказ короля. Венецианским мастерам, которые убежали с острова во Францию, заплатили большие деньги, поселили в богатые дома и выполняли все их желания. Мастера делали зеркала для королевского двора, для богатых. Так секрет узнали и другие народы. Но до сих пор самыми лучшими являются венецианские зеркала. Вот, оказывается, какой длинный путь проделывали самые обыкновенные предметы, прежде чем стали доступными для всех.
- Посмотрите в зеркало. Что вы увидели? Из чего сделано зеркало? (Из стекла.)
- Потрогайте его поверхность. Какая она? (Гладкая, блестящая)
- Для чего мы используем зеркало? (Ответы детей.)
- Чего с ним делать нельзя? (Ответы детей.)
2. Подвижная игра «Зеркало».
Дети становятся в круг. Один ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
«Ровным кругом, друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять».
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их. Игровое правило. Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий.
3. Учитель-дефектолог читает стихотворение:
«Рыхлый снег темнее в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене».
- Поиграем с зеркалом?
4. Эксперимент «Солнечные зайчики».
Дети ловят зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит? (Зеркало будет отражать солнечные лучи; меняя его наклон можно «играть».)
5. Эксперимент «Зайчики прыгают».
Дети берут баночку с водой, ловят солнечные лучи. (Вода их отражает.) Если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «Зайчики» начинают прыгать.
6. Эксперимент с пластиной.
Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент. Что произойдёт? (Пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи).
- Когда появился солнечный зайчик? (При свете, от предметов, отражающих свет).
- Когда солнечный зайчик ярче?
Вывод. Зеркало и другие блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи. Предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше, чётче отражение.
7. Зрительная гимнастика «Солнечный зайчик».
Учитель-дефектолог с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:
«Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей.
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот - левей, левей!
Убежал на потолок».
Дети взглядом находят и следят за «зайчиком».
8. Эксперимент с зеркалом «Цифры».
Вопрос педагога: «Какую цифру вы, дети, видите? (25). Давайте мы будем волшебниками и зададим зеркалу тот же вопрос: «Что отражаешь, зеркало, ты? (52). Почему?
9. Эксперимент с зеркалом «Буквы».
Учитель-дефектолог просит: «Прочитайте слово (ДЫМ). Зададим зеркалу вопрос: «Что отражаешь, зеркало, ты? (МЫД). Почему?
10. Эксперимент с зеркалом «Я и зеркало».
- Рассмотрите своё отражение в зеркале. Полное сходство.
- А если повернуться на 90, 180 градусов? (Ответы детей)
11. Проблемная ситуация «Найди предметы».
- Найдите предметы, которые отражают свет. (Дети могут передвигаться в поиске по помещению).
- Как вы думаете, почему они отражают свет? (Ответы детей.)
- Когда отражение ярче: при естественном освещении или при искусственном?
12. Релаксация «Солнечный зайчик».
(Включается музыка RELAX.) Дети лежат на ковре.
- Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он пробежал дальше по лицу. Нежно погладил лоб, нос, рот, щеку, подбородок, голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя.
(Дети лежат несколько минут спокойно и слушают музыку.)
– На счёт «три» откройте глаза. Раз – носиком вдох, ртом выдох, два – вдох – выдох, три – открываем глаза! Встаём!
13. Поисковая ситуация «Придумай новое зеркало».
- Давайте с вами пофантазируем и придумаем, какие могут быть зеркала. (Учитель – дефектолог выслушивает предложения детей.)
- Например, посмотришь в это зеркало в новом наряде, и оно тебе подскажет, идет тебе этот наряд или нет.
- Когда вы вырастете, может кто-нибудь из вас придумает свое необыкновенное зеркало.
III. Подведение итогов.
Дидактическая игра " Свет мой, зеркальце, скажи…"
Дети вместе с педагогом стоят в кругу. Учитель – дефектолог передает зеркальце первому ребенку и предлагает продолжить предложение " Свет мой, зеркальце, скажи…". Например, ребенок отвечает: «Я умею отражать свет и т. д.» Игра продолжается, пока дети не назовут свойства зеркала.
Учитель – дефектолог: О чём мы беседовали? Что нового вы узнали? О чем бы вы еще хотели бы узнать? (Ответы детей.)
Учитель - дефектолог обобщает ответы детей, хвалит их за активность на занятии, любознательность.
Литература.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под редакцией Л. И. Плаксиной. - М. : Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.