Кравченко Лариса
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности. Слайд 1
Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно- исследовательская деятельность дошкольников, проходящая в форме экспериментов : дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в форму поисковой деятельности.
Публикация «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали Н. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, Н. А. Рыжова, Н. Е. Веракса и другие известные ученые. По мнению Н. А. Рыжовой, ребенок является исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие предметы и явления. Он знакомится с природой в процессе экспериментирования. Изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей обобщенных представлений. Позиция Рыжовой основана на мнении Н. Н. Поддьякова, который считает экспериментирование истинно детской деятельностью. Следует заметить, что дети экспериментируют вместе с педагогом с большим удовольствием. Они с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, формируют познавательный интерес через исследовательскую деятельность. Детские эксперименты- это один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ-это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.
Слайд 2
1. Живая природа, их приспособленность к окружающей среде.
2. Неживая природа; воздух, почва, вода, звуки и т. д.
3. Человек, функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
4. Мы и Космос: планета Земля и ее богатства, природа Космос.
Слайд 3
Для решения критериев, поставила перед собой ряд задач. Слайд 4
• Накопить познавательный опыт.
• Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента : ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезы, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.
• Поддерживать инициативу, самостоятельность.
Актуальность проекта
Актуальность моего проекта заключается в том, что экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Слайд 5
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем он больше знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творчество, исследовательская деятельность».
Лев Семенович Выготский
1. Как развить поисковую активность и познавательную мотивацию дошкольников? На мой взгляд, более эффективно они развиваются, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения и созданы условия для реализации проекта. Слайд 6
Цель: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе с дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать научно - методической литературу по теме проекта.
2. Создать социально – педагогических условий для опытно – исследовательской деятельности с семьями воспитанников.
3. Привлечь родителей к совместному сотрудничеству в рамках ДОУ.
4. Развить интеллектуальные эмоции детей: создать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач.
5. Выявить результативности работы с детьми, создать перспективности по теме проекта.
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении я создала предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
В нашем детском саду созданы небольшие участки для наблюдения и экспериментирования : в группе создала исследовательскую лабораторию где дети проводили простые и более сложные опыты. слайд 7
Оборудование необходимое для создания лаборатории. Слайд 8
Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте;
слайд 9
Мы проводили опыты с песком слайд, с магнитом слайд, воздухом, водой,
снегом, огнем.
Слайды 10-15
Организация эксперимента требует определенного уровня подготовки детей. Для того чтобы они смогли решить поставленную воспитателем проблему или выявить ее самостоятельно, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях природы. Эту информация отбирается педагогом и адаптируется к возрасту воспитанников. Перед проведением опыта мы читаем с детьми познавательную литературу, просматриваем видеофильмы, беседуем. Наблюдаем за природными явлениями и изменениями, объектами живой и неживой природы, ходим на экскурсии, рассматриваем коллекции.
Каждую весну на нашем подоконнике расцветает чудо – огород. На нашем огороде дети совместно с воспитателями выращивают растения и ухаживают за ними. Проращивали семена фасоли, гороха, кабачка, подсолнечника. Слайд 16-17-18
На протяжении всего времени мы ведем наблюдения за растениями, проводим опыты и делаем зарисовки.
На участке: смастерили «Муравейник» в виде холмика из веток, хвои и травы.
Слайд 19
Поселили в него изготовленных из бросового материала муравьев. В ходе экскурсионно-практического занятия «Муравьи –санитары леса» находили с детьми места обитания муравьев и вели наблюдения за ними, с большим интересом рассматривали муравьиные дорожки, ходы, процесс перетаскивания пищи и травинок. Читали стихи, сказки и рассказы о муравьях. Дети встречались с тетушкой Совой, рассказывали ей, что они узнали о муравьях.
Слайд 20
Наблюдали за жизнью паука, которого дети прозвали Ткач и лягушкой Лизой. Все наблюдения дети зарисовывают в «Дневнике наблюдений».
Родители смастерили нам «Птичью столовую» куда приходят дошкольники всех возрастных групп детского сада.
слайд 21
Наблюдают за повадками птиц, приносят им хлебные крошки и семечки.
1 АПРЕЛЯ ВО ВСЕМ МИРЕ ОТМЕЧАЕТСЯ «ДЕНЬ ПТИЦ». К ЭТОЙ ДАТЕ НАШИ РОДИТЕЛИ СДЕЛАЛИ СКВОРЕЧНИКИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ РАЗВЕШАНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА. В ГРУППЕ БЫЛО ПРОВЕДЕНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ О ПТИЦАХ. слайд 22
А НА ЗАНЯТИИ ПО ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ РИСОВАЛИ, ВЫРЕЗАЛИ И РАСКРАШИВАЛИ ПТИЦ, КОТОРЫЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В НАШИ КРАЯ. НА ПРОГУЛКЕ РИСОВАЛИ ПТИЦ И ДОМИКИ ДЛЯ НИХ на асфальте. ВОТ ТАК ПРОШЕЛ В НАШЕЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ ПТИЦ»
Родители помогают нам во всех наших проектах. Вот и сейчас они помогли нам в создании «Метеоплощадке». слайд 23 Где дети определяют направление ветра при помощи флюгера и небольшого мешка трубы, смотрят сколько воды накопилось в дождемере, измеряют температуру воздуха (глубину снега зимой). Наблюдая за изменениями погоды, дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы, вести «Календарь погоды», который находится на «Метеоплощадке»
В солнечный день мы наблюдаем за работой «Солнечных часов»
слайд 24
Для наблюдений за растениями на территории ДОУ есть огород, клумбы. Свои наблюдения заносим в «Дневник наблюдений»
слайд 25
Хозяйка участков тетушка Сова, к ней можно обратиться за советом, получить новые знания, ответы на вопросы.
слайд 26
В специально отведенном помещении расположен «Мини-музей».Он играет большую роль в приобщении ребенка к познавательно-исследовательской деятельности, историческому, культурному, природному наследию, способствует формированию толерантности, творческому, эмоциональному развитию дошкольника. Здесь мы знакомимся с предметами старины, исследуем их, узнаем историю создания предмета, читаем, мастерим поделки, играем.
слайд 27
Мини-музей в дошкольном учреждении открывает перед педагогом широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм работы с детьми, обеспечивает наглядность образовательного процесса,способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом.
3. Вывод слайд28
Успешность работы по формированию познавательной мотивации, поисковой активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности подтверждается следующими результатами.
• Дети стали больше задавать вопросов, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.
• Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, поставленных как взрослыми, так и самим ребенком.
• Объединяться в группы для решения проблем, договариваться между собой, распределять действия при сотрудничестве.
• Пользоваться приборами- помощниками при проведении экспериментов, соблюдать правила безопасности при исследовании.
• Высказывать предложения, гипотезы, самостоятельно делать выводы.
Реализация работы доказывает, что экспериментальная деятельность дошкольников, основанная на принципах проблемного обучения, является эффективным средством развития и поддержания их познавательной мотивации и поисковой активности.
Закончить свое выступление хочу словами Конфуция
• Что я слышу - забываю
• Что я вижу - я помню
• Что я делаю - я понимаю.
Спасибо за внимание!