Наталья Ярушина
Конспект занятия «Экскурсия в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в русскую избу
Цель: познакомить детей с бытом русского народа.
Задачи:
Образовательные:
1. Открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.
Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
2. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).
Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.
Воспитывающие :
1. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
2. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол, гребень.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, клубочек, запись русской народной мелодий «Барыня», колыбельной
«Летят, сизы гуленьки», потешки «Как у Сани дом на семи верстах», русский народные костюмы, атрибуты для д/и «Варим щи и овсяную кашу», самовар, шкатулка.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите играть в хороводные игры?
Давайте поиграем в старинную русскую народную игру «Вышел Ваня погулять».
Игра с лентой (в группе).
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать,
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было ещё многоочень интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
А мы пойдем за ним!
(выходят за клубком из группы).
Вот мы и пришли!
Догадались, ребята, куда мы с вами попали?
Дети: В русскую избу.
Хозяйка:
Избы были на Руси тёплые, добротные.
Ставеньки резные,
Лавки расписные.
Всех гостей тот дом вмещал,
Весел был и стар и мал.
Открываем мы свой дом,
Пахнет в доме стариной.
Всех гостей я приглашаю
И с поклоном размещаю.
Проходите, проходите!
На убранство поглядите.
Хозяйка:раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным - давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?
Дети: печка!
Хозяйка:Печка русская стоит.
Только что-то не горит.
Я лучину зажигаю,
Печка сразу оживает.
Звучит песня «Растоплю я русскую печь»
Хозяйка:
В народе говорили:
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота».
Хозяйка:Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Хозяйка: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Хозяйка: Печь недаром на Руси называли «Матушка – печь»).
Она была кормилицей, обогревала жилице и лечила людей.
В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу.
Ведь не даром на Руси гласит пословица: "Щи, да каша - пища наша".
печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).
Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.
Хозяйка:В нижней части печки оставалось свободное пространство —подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря. Ребята, а какие предметы вы видите около печи?
(Ухват, чугун, цапельник и тд.)
Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: для отдыха и сна людей.
Хозяйка:Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания,сушили одежду (валенки, носки и чулки).
Хозяйка: Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.
Хозяйка, дети и воспитатель (имитируют движения)
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку,
Разогрели бы мы печку!
Ребята, а какие дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).
(Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).
В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: чугунок
Хозяйка: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.
А мы будем, в русской печи, готовить вкусные щи и ароматную кашу!
Игра «Варим щи и овсяную кашу»
Хозяйка: чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
А сам в угол идет.
Дети: ставят с помощью ухвата чугунки с кашей и щами в печку.
Хозяйка: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.
Дети: самовар.
Хозяйка: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Пили чай из самовара, особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочком сахара.
Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!
игра «Что стало – что было»
Я называю, что стало, а вы - что было.
В. Кастрюля. Д. Чугунок.
В. Плита. Д. Печь.
В. Туфли. Д. Лапти.
В. Чайник. Д. Самовар.
В. Шкаф. Д. Сундук.
В. Дом. Д. Изба.
Хозяйка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: ребенок
Воспитатель: Посмотрите, где он лежит. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках, зыбках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?
Дети: Покачать, спеть колыбельную.
Дети и Воспитатель (поют колыбельную)
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон!
Будут Вани ворковать,
Будет Ваня крепко спать;
Будут гули говорить,
Чем Ванюшу накормить;
Полетят они в лесок и найдут там колосок
Станут кашу варить, станут Ваню кормить,
Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон!
Хозяйка: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Дети: ответы детей.
Хозяйка: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.
Хозяйка: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
О пряхах в народе складывались поговорки:
1. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
2. Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
3. Хорошо прядется - весело поётся.
Хозяйка:ребятки, а для чего пряжа нужна была?
Дети: чтобы вязать носки, одежду.
Хозяйка: Давайте посмотрим, какой наряд носили девушки и парни.
А складывали вещи в сундук.
Гладили вот такими старинными утюгами.
Обратите внимание на самотканые половики, вязаные коврики - их делали своими руками.
Хозяйка: Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину.
После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,
Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! И Барыня - Субботинушкапожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться – танцевать, выходные деньки встречать!
Русский народный танец «БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»
Хозяйка: Дорожим мы стариною, стала нам она родною,
Вечно прадедов работа,
Будет радовать кого - то.
Приходите гости к нам, очень рады мы гостям.
Воспитатель: ребята, вам понравилось в русской избе? Что больше всего понравилось? Что нового вы узнали? О чём ещё вы хотели узнать? Еще придем в гости к хозяйке?
А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь в нашу группу укажи!