Наталья Архипова
Экскурсия в парк «Путешествие по экологической тропе» (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
Экскурсия в парк старшая группа :
«Путешествие по экологической тропе»
Образовательная ситуация 1. Весна (апрель)
Задачи:
Формировать умение различать и называть лиственные и хвойные деревья: ель, сосна, дуб, береза; учить сравнивать их, находить общие признаки: у всех деревьев есть листья, крона, ствол, ветви, корни; уточнять знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки; появляются проталины у оснований деревьев; дать понятие об экосистеме «парк» и его отличиях от леса.
Публикация «Экскурсия в парк „Путешествие по экологической тропе“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову.
Воспитывать потребность в общении с природой, любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром.
Предварительная работа. Выучить стихи о весне.
Ход ситуации
1ЧАСТЬ;
Воспитатель. Ребята, куда мы пришли? (В парк.) А вот Незнайка говорит, что это лес. Почему ты так думаешь?
Незнайка. Кругом деревья, кусты, значит, лес.
Воспитатель. Ребята, чем лес отличается от парка? (Ответы детей.)
Воспитатель уточняет, дополняет: парк создал человек; здесь есть аллеи, они расчищены, ухожены. В парке поставлены скамьи для отдыха, построены беседки.
Воспитатель. Ребята, скажите как нужно вести себя в парке?
Дети. Парк – это дом зверей и птиц. В чужом доме не шумят, не нарушают жизнь его хозяев.
Дети читают стихи:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы белочка скакала
И под елкой жил смешной
Колючий еж.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Незнайка. Сейчас зима, в парке мало народу.
Воспитатель. Дети, прав ли Незнайка? Какое сейчас время года?
Дети. Весна.
Воспитатель. Сколько месяцев длится весна? Назовите их. ( Три месяца: Март, апрель, май.)
Воспитатель: Весной просыпается все в природе, почему? (Солнце с каждым днем все ярче, греет землю.)
Назовите признаки весны (весеннее солнце, деревья с почками, деревья с молодыми листьями, насекомые, птицы летят с юга, звери линяют, меняют окрас, выводят потомство).
Незнайка. Нет, кругом снег, Нет цветов, листьев.
Воспитатель. Ребята, давайте внимательно посмотрим вокруг и докажем Незнайке, что сейчас весна. Незнайка, ты убедишься в том, что настала весна, когда пройдешь по нашей тропе.
2 ЧАСТЬ
Остановка «Сосна». (Объект зарисовать, отметить на карте.)
Воспитатель. Что это? (Дерево сосна.) Почему вы думаете, что это дерево? Как расположены ветки по отношению к стволу? Какого цвета кора сосны? Какое это дерево: хвойное или лиственное? (Ответы детей.)
Дети вместе с воспитателем идут дальше и останавливаются перед дубом и березой.
Воспитатель. Что это? (Дуб) Почему дуб называют могучим? Как можно назвать березу? (Стройная, белоствольная, легкая.) Рассматривание набухших почек. Ответы детей на вопросы об этих деревьях.
Дети читают стихи
Остановка «Ель». Сравните ее с сосной. Чем они похожи? Чем они отличаются? (Зарисовка.)
Остановка «Канавка».
Воспитатель. Видите, бегут ручьи. Какие они? (быстрые, журчащие, озорные)
Остановка «Травянистые растения, кустарники».
Воспитатель. В затененных местах леса мы еще можем встретить небольшие пятна зимнего снега. На хорошо прогреваемых солнцем участках, полянах зацвели ветреницы. На ивах, ольхе еще нет листьев, но ветки покрыты сережками и мелкими цветочками. (Зарисовка.) У деревьев появились проталины (началось сокодвижение).
Остановка «Муравейник».
Воспитатель. Отгадайте загадки
В лесу у пня
Суетня, беготня –
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравейник.)
На муравейнике снег уже растаял, появляются первые муравьи.
Из чего состоит муравейник? (Веточки, коры, комочки почвы.) Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи дружные ребята и маленькие труженики. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают – и в парке, и в лесу. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать – пусть трудятся.
3 ЧАСТЬ
Воспитатель. Ребята, докажите Незнайке, что настала весна. Расскажите, какие признаки весны вы увидели на тропе.
Дети. Тает лед, появились проталины, набухли почки, Текут ручьи.
Воспитатель, уточняя, помогает установить взаимосвязи: солнце греет сильнее – тает снег, появились ручьи, набухли почки, началось сокодвижение.
Незнайка: Какие стихи вы знаете о весне, о птицах?
Дети читают стихи.
Воспитатель. Прежде чем покинуть парк, ребята походите по дорожкам, посмотрите на красоту природы и попрощайтесь с деревьями.
Незнайка. Мне так понравилось гулять в весенний день, что мне захотелось нарисовать картину. Ребята, а вы мне поможете?
После экскурсии – зарисовки, рассказы детей об увиденном.
Образовательная ситуация 2. Начало лета (июнь.)
Задачи:
Учить детей замечать и называть сезонные изменения на экологической тропе и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения – появились насекомые – прилетели птицы; продолжать знакомство с экосистемой «парк» и природой родного края.
Развивать умение доказывать, используя соответствующие словосочетания потому что, так как, исходя из…
Воспитывать интерес к природе родного края, развивать чувство прекрасного.
Предварительная работа. Рассмотреть маршрутную план – карту, составленную весной, вспомнить объекты, находящиеся на экотропе, посмотреть зарисовки, сделанные во время и после экскурсии весной; перечитать рассказы, выучить стихотворения о лете.
Ход ситуации
1 ЧАСТЬ
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости опять пришел Незнайка.
Он узнал, что мы пойдем на экскурсию в парк, и захотел пойти с нами. В прошлый раз, весной, мы рассказывали Незнайке, что такое парк и чем он отличается от леса. Давайте повторим еще раз.
Дети. Парк создан людьми, в нем есть скамейки для отдыха, аллеи, беседки и т. д.
2 ЧАСТЬ
Воспитатель. Незнайка говорит, что хочет еще раз посмотреть, как льдины плывут по реке. Как вы думаете, ребята, сможет он это увидеть сейчас? (Ответы детей.) Давайте пойдем опять по нашему маршруту и внимательно посмотрим, что изменилось и почему. А потом расскажем Незнайке.
3 ЧАСТЬ
Дети последовательно обходят все объекты, отмечают изменения в растительном и животном мире. Особое внимание обращают на появление птиц, насекомых. Устанавливают цепочку: появились растения – насекомые могут в них прятаться. Насекомоядные птицы прилетели с юга, для них появилась пища (комары, жуки и т. д.).
Воспитатель. Отгадайте загадки
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. пчела)
Самого не видно,
А песню слышно. (комар)
Модница крылатая
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
Кто над нами вверх ногами. (муха)
Воспитатель: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.
-Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых
-Надо быть осторожными и внимательными на природе
-Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить
-Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место
-Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.
Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками.
Дети вместе с Незнайкой играют в дидактическую игру: «Звукоподражание» - воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель – закрепить произношение отдельных звуков.
Дети отмечают, какие травянистые растения появились (одуванчик, мхи, плаун, папоротник и др.).
Воспитатель. Отгадайте загадки
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелёк. (одуванчик)
Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (ромашка)
Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
Зарисовывают.
Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижные игры.
«Здравствуй, сосед!» - играющие делятся на две команды и встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки - ведущие, начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда дети образуют одну цепь.
«Круговая игра» - дети встают в круг, выбирают водящего считалкой. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный бежит в другую сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
4 ЧАСТЬ
Воспитатель предлагает ребятам отдохнуть в беседке и рассказать Незнайке, почему он не может увидеть льдины на реке сейчас. Мы прошли по тропе, увидели изменения.
Воспитатель: Давайте объясним Незнайке, что же произошло с погодой, с растениями, животными. (по моделям).
Дети читают стихи
После экскурсии – зарисовки, рассказ. Воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами). Дети делают бабочек, а потом с ними играют.
Образовательная ситуация 3. Осень (октябрь)
Задачи:
Продолжить учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи: осенью солнце светит меньше – растения завяли – насекомоядные птицы улетели.
Развивать умение детей узнавать и называть растения родного края; доказывать принадлежность растения и животного к определенному виду: Дерево – толстый ствол, ветки; кустарник – несколько тонких веток и т. д.
Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
Предварительная работа. Рассматривание маршрутной карты, зарисовок, сделанных после весеннего и летнего походов, заучивание стихов об осени.
Ход ситуации
1 ЧАСТЬ
Воспитатель. Ребята, Незнайка узнал, что мы идем в парк, и прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Прошу вас посмотреть, как там поживают те красивые бабочки, которых мы с вами видели летом. Так же красивы они, когда пьют нектар из душистых одуванчиков?»
Я думаю, мы ответим Незнайке, когда придем с экскурсии. Внимательно смотрите, что изменилось на экологической тропе, а что осталось прежним, чтобы потом описать Незнайке.
-Какое время года наступило?
-Какие осенние месяцы знаете?
-Какой месяц осени сейчас?
-Мы с вами познакомились с приметами осени. А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень. Мы отправляемся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился.
Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзке на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
2 ЧАСТЬ
Дети последовательно обходят все объекты, отмечают изменения в растительном и животном мире. Устанавливают цепочку: стало холоднее – насекомых нет – птицы улетают. Зарисовывают. Обращают внимание на красоту осеннего парка.
Воспитатель. Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.) Что изменилось в природе с наступлением осени? Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.
Дидактическая игра «Ассоциации» : «Какие ассоциации возникают, когда вы слышимте слова «осенний парк»
Воспитатель. Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? (Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.)
А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.
А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.
Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?' Какой ствол? Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.
Поэтому мы попробуем сделать это руками.
Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить дерево.
Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они – толстые или тонкие?
А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные, оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)
А листья большие или маленькие?
Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.
Давайте соберем листья, но только желтые. (Собирают потом коричневые, потом только зеленые).
Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась, опускаются на землю.
Давайте мы тоже покружимся как листики.
Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.
Игра «Деревья». Воспитатель говорит: - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» дети кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю».Дети подбрасывают листья и приседают.
«Змейка из листьев» - дети с листьями берут друг друга за руки и идут змейкой.
Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди.
Сейчас мы поиграем в игру
«Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный. Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу воспитателя дети бегут под зонтик.
3 ЧАСТЬ
Воспитатель. Ребята, что мы расскажем Незнайке? (Напоминает содержание письма.) Давайте ответим на вопросы. Что произошло с погодой? Как изменились растения? Какие изменения мы наблюдали в животном мире?
Ответы детей.
Воспитатель. Предлагает детям собрать осенние листья, чтобы выполнить аппликацию «Узор из осенних листьев».
Дети читают стихи
После экскурсии – зарисовки, рассказы детей, выполнение аппликации, письмо с ответом Незнайке.
Образовательная ситуация 4. Зима (январь)
Задачи.
Уточнить знания детей об изменениях в природе зимой: земля покрыта снегом, трава исчезла, некоторые птицы улетели на юг; закрепить понятия «хвойные леса» и «лиственные леса»; сформировать знания о способах приспособления деревьев к зиме (лиственные деревья сбрасывают листья).
Развивать умение детей устанавливать взаимосвязи: стало холодно – земля покрылось снегом – трава исчезла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг; развивать речь детей, умение правильно формулировать свои мысли, пользоваться образными выражениями, использовать в речи пословицы, поговорки.
Воспитывать у детей желание помочь птицам перезимовать.
Предварительная работа. Рассматривание маршрутной карты, зарисовок, сделанных детьми после осеннего похода, чтение рассказов, заучивание стихотворений о зиме, чтение пословиц о зиме, изготовление кормушек.
Ход ситуации
1 ЧАСТЬ
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по экологической тропе. Как всегда, с нами хочет отправиться Незнайка. Он говорит, что очень благодарен вам за письмо. Вы очень хорошо описали осенний парк, и ему хочется увидеть самому эту красоту своими глазами. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Как вы думаете, ребята, Незнайка сможет увидеть осенний парк сейчас? (Нет.) Давайте покажем Незнайке, какие изменения произошли с растениями и животными зимой.
2 ЧАСТЬ
Идя по дорожкам и рассматривая парк, воспитатель вместе с детьми вспоминает о господствующем сейчас времени года (его название, по каким причинам дети именно это время года назвали, чем отличается от остальных). Вспоминаются приметы зимы, а также загадываются загадки:
Белый и пушистый
По ветру кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Снег сегодня белый-белый
От него кругом светло
Рукавички я надела
В зимней шубке мне тепло. (зима)
После последней загадки воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга и на то, во что каждый одет. Ответы детей внимательно выслушиваются, систематизируются, можно обратить внимания на разные цвета одежды.
Воспитатель: Таким образом, по одежде тоже можно определить какое сейчас время года, ведь если бы сейчас было лето, во что бы мы были одеты?
Ответы детей.
Поговорив о зиме, воспитатель рассказывает, что зима состоит из трех месяцев: декабрь, январь и февраль. Декабрь первый месяц зимы, но последний месяц года. А вот про январь говорят: январь – батюшка, потому что именно с этого месяца начинается новый год, то есть он как бы его отец. Говоря о феврале, воспитатель называет его «лютым», объясняя, что это самый холодный месяц – злой для людей (можно замерзнуть).
Дети последовательно обходят природные объекты, рассматривают, сравнивают. Объясняют, зачем нужна помощь зимующим птицам. Развешивают кормушки.
Воспитатель. Как вы думаете, почему ели и сосны стоят зеленые? Почему березы и дубы без листьев? Куда исчезли насекомые? Почему одни птицы улетели, а другие появились? (Дети вместе с воспитателем отвечают на вопросы)
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем!
Игра «К названному дереву беги»
Воспитатель называет дерево, а дети внимательно слушают и по сигналу «раз, два, три к названному дереву беги» перебегают к названному дереву.
Игра «Снежинки»
Дети слушают стихотворение А. Барто «Снег» и показывают движения, как снег летит и кружится.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок.
Завертелись, как снежок.
3 ЧАСТЬ
Воспитатель. Дети, давайте расскажем Незнайке о том, какие изменения произошли в природе.
1. Изменения в неживой природе.
2. Изменения в растительном мире.
3. Изменения в животном мире.
Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться в детский сад. Мы послушаем с вами тишину зимнего парка, полюбуемся его красотой и попрощаемся с ним.
Воспитатель читает стихотворение.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
(Дети с воспитателем возвращаются в детский сад)
После экскурсии – зарисовки, составления рассказов, рисунок зимнего парка).