Надежда Павловна Пустоветова
Экскурсия в осенний парк с игровым персонажем Старичком Лесовичком
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Углубить экологические знания на основе представлений детей о сезонных изменениях в неживой природе осенью.
Задачи:
Образовательные: учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам; воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.
Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям, продолжать формировать реалистические представления о природе.
Публикация «Экскурсия в осенний парк с игровым персонажем Старичком Лесовичком» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Развивающие: расширять кругозор, обогащать словарный запас, активизировать память и внимание, закрепить знания о нетрадиционных формах рисования.
Материалы: игровой персонаж - старичок Лесовичок, две веревки разного цвета.
Словарная работа: листопад, опад.
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое развитие.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь? (Входит почтальон Печкин.)
Печкин: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я веселый почтальон, я всегда спешу - открытки, письма, телеграммы, посылки разношу. Вам письмо! Пожалуйста, получите и распишитесь!
Воспитатель: Спасибо, дядя Печкин!
Печкин: До свидания, дети.
Воспитатель: До свидания. Ребята, интересно, кто же нам прислал письмо? Давайте посмотрим. (читает.)
"Здравствуйте, ребята! Это я - старичок Лесовичок. Я хочу пригласить вас погулять со мной. Я нарисовал план, чтобы вам легче было найти меня. До свидания. Жду вас в парке. "
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, где же ждет нас Лесовичок. (дети находят на плане это место.) Молодцы, нашли! Идем в парк? (Идут на прогулку.)
А вот и дедушка Лесовичок нас встречает.
Здравствуй, дедушка!
Лесовичок : Здравствуйте, друзья! Вы меня узнали? Я Лесовичок - большой друг лесных обитателей. Сегодня я отправляюсь в увлекательное путешествие. Любой путь легче и приятнее в хорошей компании. Вы готовы отправится со мной?
Дети: Да, готовы!
Лесовичок : Дети, а когда вы были в парке (Летом.)
А как вы думаете, какое сейчас время года? (Осень.) Правильно. Ребята, я хочу прогуляться с вами в осеннем парке. Вы согласны? (Да.) А как вы думаете, чем отличается парк от леса? (Ответы детей.) Хотите посмотреть и узнать что-то новое? (Хотим.) Тогда идем со мной.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как все изменилось в парке. Что вы заметили? (Листья изменили окраску, растения завяли, трава пожухла.) Правильно, в парк пришла осень.
"Осень, осень,
В гости просим!
Идет осень с перелетным журавлем,
С листопадом и дождем.
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят. "[4. страница 86].
Красивое это явление, листопад! Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром. Шуршат под ногами листья, создают особое настроение - осеннее.
"Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат. "[3. страница 62].
Ребята, давайте мы вместе с Лесовичком пройдем по парковой тропинке и послушаем, как шуршат листья. (Дети ходят.) Интересно? Красиво? Что мы слышим? (Листья шуршат, шелестят.) Давайте вместе скажем: "Шелестят, шуршат. "
Лесовичок : Как мне нравится здесь! Я привык видеть вокруг много деревьев, кустарников. Я их очень люблю, забочусь о них. А вы знаете, какие растения называются деревьями? (У которых есть один ствол, корни в почве, много ветвей, листьев.) А чем деревья отличаются от кустарников? (У кустарников несколько стволов, а не один, как у дерева.) Молодцы, вы правильно все рассказали. А вы знаете, почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Ответы детей.)
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, что нужно растениям, чтобы они росли и зеленели? (Свет, тепло, вода.) А сейчас хватает тепла и света им? (Нет.) Вот поэтому деревья и кустарники сбрасывают свои листочки, готовясь к зиме, чтобы зимой не погибнуть.
Лесовичок : Дети, а как вы думаете, опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей.)
Воспитатель: Опавшие листья, ребята, называют опад. Они будут защищать корни растений от морозов, а весной перегниют и удобрят почву, дав питание растениям. Лесовичок, а какие деревья растут у тебя в лесу?
Лесовичок : Разные.
Воспитатель: И ты их умеешь различать?
Лесовичок : Конечно, а сейчас я проверю, как дети умеют различать деревья. Ну что, справитесь (Да.) Не перепутаете (Нет.) Тогда слушайте первое задание.
У него стройный, высокий ствол, покрытый серой корой и очень красивые, крупные, резные листья. А каком дереве я говорю? (О клёне.) Где в вашем парке растет клён? (Дети находят место расположения клёна и показывают его Лесовичку.) Ребята, а кто может прочитать стихотворение о клёне? (Ребенок читает отрывок из стихотворения Янки Купала.)
"Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клёнов улетели"[3 страница 48.]
Лесовичок : Молодцы! А сейчас возьмите по листочку клёна в руки, рассмотрите и опишите. (Дети описывают листья по форме, цвету. Лесовичок обращает внимание детей на края листьев, прожилки, похожие на лучики солнца, которые расходятся во все уголки листа и предлагает посчитать лучики - их пять, как пять пальцев на руке.) Молодцы! У меня есть еще задание для вас.
У этого дерева темный, высокий ствол, а листья похожи на сердечки. Цветы этого дерева очень любят пчелки. О каком дереве я говорю? (О липе.) Посмотрите внимательно вокруг. (Дети находят место, где растет липа.) Дети, а про липу вы знаете стихотворение? (Ребенок читает отрывок из стихотворения Янки Купала)
"Об ушедшем лете
Липы шелестят,
Как осенний ветер
С них сорвал наряд"[2 страница 48]
Лесовичок : Ай, молодцы! Слушайте дальше. У этого дерева стройный, высокий, гладкий ствол. Почки большие, клейкие. Листья круглые, ароматные. Что это за дерево? Догадались? (Тополь)
Правильно, это тополь. Когда тополь цветет, из длинных цветов "сережек" летит пух. Даже есть загадка:
"Чей пух по городу летает?
Среди июня - снегопад.
Прохожие его ругают,
А это ветер виноват. (Тополь.) [6. ]
А скажите мне, как называется этот пух? (Тополиный.)
Молодцы! Ребята, а я в парке видел очень красивое дерево. Ствол ровный, крона, состоящая из веток и листьев, круглая. А листья какие интересные! Они состоят из черешка и листиков, к нему прикрепленных, вы не знаете, что это за дерево? (Знаем! Это ясень.)
Воспитатель: Ребята, приложите ладони к нижней части листа и посмотрите, какие листочки по размеру? (Маленькие.) А какие они по форме? (Овальные.) А что еще висит на дереве, кроме листьев? Что это за метелочки висят, как украшения? (Это семена.)
Лесовичок : Ай какие вы умницы! Но следующее задание - самое трудное. Боюсь, не справитесь! (Справимся)
Это стройное дерево с резными листьями и красными бусами - ягодами. Угадали название дерева? (Да! Это рябина)
Воспитатель: Тогда нам осталось его найти в нашем парке. (Дети находят рябину и зовут Лесовичка.)
Лесовичок : Молодцы! Порадовали дедушку. Тогда останусь у вас еще ненадолго. Предлагаю поиграть, хотите? (Да).
Игра называется " Каких растений больше: деревьев или кустарников?"
У воспитателя в руках две веревки разного цвета. Воспитатель с детьми подходят к растению и определяют это растение. Если это дерево, значит воспитатель делает узелок на одной веревке; если кустарник, то узелок завязывают на второй веревке. Во время игры воспитатель дополняет наблюдения детей пояснениями, задаё т вопросы: Это дерево или кустарник? Сравни высоту. Сколько стволов, стеблей?
Лесовичок предлагает детям подойти к любому дереву, повернуться к нему лицом и понюхать кору. Чем она пахнет? (Дети высказывают свое мнение.) Теперь обхватите ствол руками: тонкий он или толстый? (Дети индивидуально обследуют ствол своего дерева.)
Воспитатель: Дети, а у меня тоже есть интересная игра для вас. Хотите побыть деревьями (Хотим.)
Игра "Станем мы деревьями".[5 страница 64]
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги - наши корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширину плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются вперед, складывают ладони чашечкой, выпрямляются, поднимают руки над головой.)
Наше тело - прочный ствол.
(Проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачивают корпус из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Кладут ладони на голову.)
В небо упирается
(Поднимают соединенные руки над головой.)
Наши руки - ветви
(Разводят руки в стороны, расставляют пальцы.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Покачивают поднятыми вверх руками.)
Лесовичок : Отличные деревья из вас получились! Ребята, как много разных растений в вашем парке : они и высокие, и низкие, тонкие и толстые, гладкие. Вам здесь понравилось? (Да.)
Чтобы вы хотели взять себе на память о наших друзьях- растениях? Но надо помнить, их можно собирать только на земле, чтобы им не навредить.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить собрать опавшие листья, чтобы мы украсили ими нашу группу. Согласны? (Дети собирают букеты листьев.)
Лесовичок любуется букетами детей из опавших листьев, прощается со всеми до следующей встречи.
Воспитатель: До свидания, дедушка Лесовичок. Дети, вам понравилась наша прогулка? (Да.)
Я тоже очень довольна вами. Мне понравилось, что все вы были активны. Дима очень здорово описал свой листик, мне было приятно видеть, как Полина помогла Оле найти нужное решение. Света замечательно выполнила трудное задание.
Сейчас мы вернемся в садик и нарисуем все вместе картину "Наш парк осенью". Но рисовать мы будем не кистью, а необычно, отпечатками осенних листьев (использование технологии ТРИЗ.) А вечером родители полюбуются вместе с нами красотой нашего парка, а вы им расскажете о нашей экскурсии. Договорились? Вот и хорошо.
Список используемой литературы:
1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. (А. И. Иванова -м. : Сфера 2004 г)
2. Лучич М. В. Детям о природе. (М. В. Лучич - м. : Просвещение 1989 г)
3. С. В. Машкова и другие. Познавательно-исследовательские занятия с детьми.
4. Г. А. Лапшина. Фольклорно- экологические занятия с дошкольниками 5-7 лет.
5. Журнал "Ребенок в детском саду". №7 2018.
6. Л. М. Козырева. Мир природы и человека в загадках и кроссвордах.