Краснова Светлана
Экскурсия в музей «Хлеб — всему голова» с детьми второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представления у детей, что хлеб является ежедневным продуктом питания; знакомство детей с видами хлебобулочных изделий; формирование знаний о нелегком пути хлеба от поля до стола; воспитание уважения к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Публикация «Экскурсия в музей „Хлеб — всему голова“ с детьми второй младшей группы» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
2. Познакомить детей с особенностями выращивания хлеба, с профессиями хлеборобов, их трудом.
3. Дать детям понятие, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
4. Расширить знания у детей о значении хлеба, как полезного необходимого продукта для жизни человека.
5. Формировать познавательный интерес, любознательность.
Словарь: Семена, хлебные колосья, пшеница, рожь, трактор, комбайн, вспахать, засеять, обмолотить, мельница, каравай.
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением пахоты, сева, жатвы, помола зерна, замешивание теста, выпечка в печи, хлеба на прилавках. Муляжи хлебобулочных изделий, каравай, колосья пшеницы.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы посетим чудесный музей, который называется «Хлеб – всему голова». Что вы здесь видите? (Много здесь хлебобулочных изделий) А вы знаете как они называются? Давайте их назовём. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, торт и т. д.)
Воспитатель: -Ребята, такое большое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек жевал зёрна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, а из муки месить тесто.
Хлеб всегда и везде пользовался почётом и уважением. Даже пословицы сочинили. Всем нам знакомые слова : «Хлеб- всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, как и стол- престол, а хлеба ни куска, то и стол- доска».
— Раньше, дети, хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: «Чёрный хлебушка- калачу дедушка».
Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле.
(Погореловский.)
Воспитатель: -Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы. И такой хлеб выдавали по маленькому кусочку (125г) на весь день. Люди понимали, что хлеб- это их жизнь.
— Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошёл долгий и тяжёлый путь, прежде чем появиться в магазине. А вы знаете, кто выращивает зерна на полях? (Хлеборобы.)
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким.)
-На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пекут душистый свежий хлеб.
— Ребята, люди каких профессий трудятся над изготовлением хлеба?
Агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр,грузчик, мукомол, пекарь.
— Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае хлеба.
Воспитатель:
А как вы думаете, где растёт колосок? Кто его посадил? Вы хотите об этом узнать?
(Показывает ведерко, в котором пшеница.)
Отгадайте, что у меня в ведерке?
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём таких, как я,
Будет целая семья (семя)
Посмотрите, какие маленькие зёрнышки! А что из них может получиться? (вырастит колосок, мука, хлеб, батон)
Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберёт сполна талой воды.
Дети, посмотрите, как трактор пашет землю.
Давайте превратимся в трактора.
Что будем сейчас делать? (землю пахать, в землю зёрнышки бросать).
Тогда поехали.
Тара – тара – тара - ра.
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
(Дети «едут» по группе)
Сею – вею – посеваю,
В землю зёрнышки бросаю.
Раннею весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и тёплыми лучами солнца.
Воспитатель:
Давайте солнышко позовём.
(дети делают хоровод и читают закличку)
Солнышко – вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей!
Солнышко ясное нарядись.
Солнышко красное
Покажись!
Вот и солнышко выглянуло. Какое солнышко? Опишите (круглое, ласковое, желтое, теплое). А что еще нужно чтобы зерна взошли? (нужно позвать дождик)
(дети бегают по залу)
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Будут бублики и сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Растут всё лето под привольным ветром. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Новые заботы у хлебороба как бы не сломились колосья и не полегли. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время, осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнёров тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, сберегло.
(С. Погореловский.)
-Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, комбайнёра. Шофёра. Мельника. Пекаря, продавца и т. д)
— Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? А сейчас, дети, мы с вами испечём пироги своими руками и отдохнём.
«ПЕЧЁМ ПИРОГИ»
Воспитатель: – Ребята, что вы узнали сегодня?
Дети- Узнали,что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду многих людей. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Воспитатель: Вам понравилось, сегодня, путешествовать по музею?
Дети: Да
Воспитатель: Мы обязательно ещё с вами совершим экскурсию по этому увлекательному музею, который называется «Хлеб – всему голова».