Светлана Родионова
«Волшебство на песке». Дополнительная образовательная программа-художественной направленности, пескография
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.
Темочки:
- Изостудия, кружок ИЗО
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sandart», в переводе «Искусство песка».
Песок - та же краска, только работает по принципу «Света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Программа «Волшебство на песке» вводит ребенка в удивительный мир творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников творческой индивидуальности.
Актуальность программы
Актуальность заключается в том, что организация совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста через нестандартную форму рисования приобщает детей к искусству. Овладевая нестандартным способом художественной деятельности у дошкольников развивается индивидуальность, творческое воображение и открывается дарование. В процессе рисования и игр с песком у детей происходит гармонизация психоэмоционального состояния. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого дошкольника и его самореализации.
Цель программы: творческое развитие личности через освоение нетрадиционной техники рисования - пескографии.
Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных навыков рисования на песочном столе.
2. Способствовать развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образовательно-логическое мышление, воображение).
3. Создать условия для развития творческого потенциала и формирования коммуникативных навыков.
4. Тренировать мелкую моторику рук, координацию движения.
5. Гармонизировать психоэмоциональное состояние (формировать умение расслабляться).
6. Способствовать развитию навыков саморегуляции.
Данная Программа имеет художественную направленность, составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Устав МБДОУ «Детский сад № 45» общеразвивающей направленности.
Календарный график образовательной деятельности на 2021-2022 учебный год
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
1. Начало учебного года с 01.10.2021 г.
2. Окончание учебного года по 31.05.2022 г.
3. Продолжительность учебной недели 1 раз в неделю
4. Учебный период с 01.10.2021 г. по 29.12 2021 г.
с 10.01 2022 г. по 31.05.2022 г.
5. Каникулярное время с 30.12 2021 г по 10.01.2022 г.
Организация образовательного процесса
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.
Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс рисования песком. В практической части занятия дети подготавливают материал и приспособления для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.
Для преодоления затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи.
Это:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);
- направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).
В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
Для поддержания постоянного интереса детей к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце периода обучения.
В начале года педагог дает основы технологии пескографии, направляет деятельность детей на правильное выполнение различных этапов, следит за качеством.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленные знания, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В рисунке должно ощущаться авторство самого ребенка.
Формы работы
Используется словесный метод: беседа, рассказ, игра.
Практическая работа является основной формой проведения занятия.
Используется наглядный метод - демонстрация фотографий образцов рисунков.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы есть все необходимые условия:
1. Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала: – методические разработки занятий; – учебные и методические пособия; – фотографии образцов изделий.
2. Оборудование: столы для песографии, песочные планшеты.
3. Материалы и инструменты:
- Песок: речной просеянный, цветной.
- Камни, ракушки, пуговицы (для декорирования)
- Деревянные палочки, гребни, кисточки.
- Трафареты.
- Формочки, сито (для песка).
4. Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.
Структура занятия:
I. Вводная часть – ритуал «входа» в занятие:
Приветствие, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую изобразительную деятельность.
II. Основная часть занятия
Подготовительная работа. Проведение упражнений для развития мелкой моторики, подготовки рук к рисованию. Повторение освоенных приёмов песочного рисования. Выполнение репродуктивных графических упражнений, игр, заданий (рисование песком статических песочных картин по образцу педагога).
- Просмотр страницы мультимедиа-журнала «Тайны жизни песка».
- Творческая работа. Творческое применение освоенных приёмов рисования. Создание авторских песочных картин.
- Песочная анимация. Придумывание и анимация мини-сказки, истории по теме занятия.
- Минутка свободного рисования (Рисование по замыслу или по просмотренному фрагменту «песочной истории», сказки, мультфильма).
III. Заключительный этап
- рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин и фрагментов анимационных сказок, мотивация на самостоятельную и предстоящую изобразительную деятельность,
- «ритуал выхода» из занятия.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения воспитанники будут знать:
1. Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места. Правила бережного использования материалов.
2. Различные техники и способы рисования песком: вырисовывание, отпечатывание, насыпание, процарапывание (техники рисования); кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, линование песка, отсечение лишнего (способы рисования).
3. Особенности и различные виды песка: речной, строительный, кинетический.
К концу обучения воспитанники будут уметь:
1. Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
2. Рисовать различные песочные картины, используя различные техники и способы рисования песком. Использовать в своей работе различные при необходимости различные инструменты.
3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться к предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Учебный план
(выписка из дополнительной общеразвивающей программы «Волшебство на песке»)
1. Знакомство с пеком и световым столом, инструктаж по технике безопасности. 1 занятие
2. Рисование при помощи одной техники или одним способом рисования:
Способом «сыплем из кулачка» 3 занятия
Техники вырисовывания 2 занятия
3. Рисования с использованием нескольких способов:
Отсечение лишнего + линование 1 занятие
Отсечение лишнего + «сыплем из кулачка» 2 занятия
«сыплем из кулачка» + отсечение лишнего 1 занятие
Отсечение лишнего + «сыплем из кулачка» + линование + отпечатывание пальцем 1 занятие
Отсечение лишнего + «сыплем из кулачка» + линование + рисование щепотью
1 занятие
4. Рисование при помощи одной техники и нескольких способов рисования:
Процарапывание + линование 1 занятие
Процарапывание + «сыплем из кулачка» 3 занятия
Вырисовывание + «сыплем из кулачка» 1 занятие
Вырисовывание + отпечатывание пальцем 1 занятие
5. Рисование по условию с использованием различных техник и способов рисования 6 занятий
6. Рисование по собственному замыслу с использованием различных техник и способов рисования 4 занятия
Итого: 28 занятий
Длительность одного занятия 25 мин.
Количество занятий в неделю / Объем учебной нагрузки (мин.) 1 занятие / 25 мин.
Количество занятий в месяц / объем учебной нагрузки (мин.) 4 занятия / 1 ч 40 мин.
Количество занятий в год / объем учебной нагрузки (мин.) 28 занятий / 11 ч 40 мин.
Учебно-тематический план
Октябрь
1. Вводное занятие «Знакомство с песком и световым столом»
Познакомить детей с оборудованием и правилами безопасного обращения с песком. Создать условия для самостоятельного творчества детей.
2.«Геометрические фигуры»
Повторить название геометрических фигур. Учить изображать их способом «сыплем из кулачка».
3.«Барашек»
Учить изображать барашка способом отсечения лишнего. Дополнять изображение при помощи приема линование песка – показываем завитки шерсти.
4. «Слон»
Учить изображать слона способом отсечения лишнего и «сыплем из кулачка». Повторить прием «позитив-негатив».
Ноябрь
1. «Осенние листья»
Учить изображать лист дерева способами: отсечения лишнего и «сыплем из кулачка». Показать прием изображения листика при помощи насыпания песка на шаблон.
2. «Осеннее дерево»
Учить изображать лист дерева способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка», дополнять изображение при помощи способа линования песка и приема «отпечатывание» пальцев – показываем тонкие ветки и листья.
3. «Осенний пейзаж» (коллективная работа – з чел. в группе)
Учить создавать сюжетные картины, используя изображение осеннего дерева (см. тему «Осеннее дерево»)
4. «Сердце»
Учить создавать изображение используя технику вырисовывания.
Декабрь
1. «Снежинка»
Учить изображать снежинку при помощи способа линования песка. Дополнять изображение способом процарапывание песка – показываем тонкие лучики.
2.«Елочка»
Показать прием изображения ствола, еловой ветки способами «сыплем из кулачка», и процарапывания песка: ствол и ветки насыпаем, иголочки процарапываем.
3.«Ветка елочки с игрушкой»
Закрепить прием изображения еловой ветки способами «сыплем из кулачка» и процарапывания песка: ветку насыпаем, иголочки процарапываем.
4.«Снеговик»
Поощрять желание детей изображать снеговика, пользуясь приемами «позитив-негатив», «сыплем из кулачка», дополнять деталями (нос, ведро, метла).
Январь
1. «Зимний пейзаж»
Учить создавать сюжетные изображения, используя ранее освоенные техники и способы рисования песком.
2. «Пингвин»
Учить создавать изображение используя технику вырисовывания.
3. «Пингвины в Антарктиде»
Учить создавать сюжетное изображение, используя технику вырисовывания (изображение пингвинов) и способ «сыплем их кулачка» (изображение сугробов).
Февраль
1. «Папин портрет»
Учить создавать ровный фон техникой «солим фон», рисовать портрет папы техникой вырисовывания, дополнять деталями способом отпечатка пальца (глаза, нос).
2. «Танк»
Продолжать создавать рисунок используя способ «сыплем из кулачка» (корпус танка, дуло пушки) и технику вырисовывания (гусеницы танка).
3."Самолет»
Продолжать работу по созданию изображений при помощи способа «сыплем из кулачка».
4. «Летят самолеты, плывут корабли»
Учить создавать сюжетное изображения, совмещая технику вырисовывания и способ «сыплем из кулачка».
Март
1. «Мамин день»
Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон». Поощрять желание детей изображать разных цветы знакомыми способами.
2. «Тюльпан- улыбка весны»
Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон». Поощрять желание детей изображать тюльпан при помощи знакомой техники (вырисовывание) и знакомыми способами (линование песка, отсечение лишнего, рисование щепотью).
3. «Осьминожка»
Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон». Поощрять желание детей изображать осьминогов знакомыми способами, дополнять изображение деталями (присоски на щупальцах способом «отпечаток пальца», водоросли).
4. «Рыбы (морское дно)»
Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон». Поощрять желание детей изображать морских обитателей знакомыми способами, дополнять изображение деталями (кораллы, медузы, водоросли).
Апрель
1. «Ракета (космический корабль)»
Напомнить возможности приема «позитив-негатив» для изображения ракеты в космосе. Поощрять желание детей изображать ракету знакомыми способами, дополнять изображение деталями.
2. «Бабочка»
Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон». Поощрять желание детей изображать разных бабочек знакомыми способами, дополнять изображение деталями (узоры на крылышках).
3. «Одуванчик»
Учить изображать одуванчик способом «сыплем из кулачка», дополнять изображение при помощи приема отодвигания песка – ярусное изображение лепестков по засыпанной заготовке (от центра к краям).
4. Открытое занятие
Продолжать работу над созданием изображений по собственному замыслу с использованием ранее освоенных техник и способов рисования песком.
Май
Мониторинг
Список использованной литературы
1. Белоусова О. А. Обучение дошкольников рисованию песком. - Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.
2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. - М. : ВАКО, 2005г.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб. Детство-Пресс, 2002 г.
5. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - М. : Речь, 2003 г.
6. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М. ИНТ, 2010 г.
7. Сажина С. Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2007 г.
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Интернет ресурсы:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru.