Приложение МААМ

Экскурсия в мини-музей «Русские мотивы» (1 фото)

Марина Владимировна Кузнецова
Экскурсия в мини-музей «Русские мотивы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мероприятия: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности.

Задачи:

• познакомить детей с предметами русского народного быта, обычаями, существовавшими в старину;

• развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

• развивать память, логическое мышление, воображение.

• воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам;

• воспитывать любовь к своей большой и малой Родине.

Публикация «Экскурсия в мини-музей „Русские мотивы“» размещена в разделах

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в Музее «Русские мотивы». Вы узнаете, как раньше жили люди, увидим быт русских людей. Ребята, будьте внимательны, потому что я вам буду давать задания, которые вы должны будете выполнить. Вам понадобится ваша смекалка.

Дети подходят к музею.

Рассматривают атрибуты в русской избе.

- Ребята, а вы пословицы русские знаете? Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы должны будете ее продолжить.

1. Любишь кататься:(люби и саночки возить).

2. Поспешишь:(людей насмешишь).

3. Как аукнется:(так и откликнется).

4. Семь раз отмерь :(один раз отрежь).

5. Делу - время:(потехе - час).

6. Без труда:(не вытащишь рыбку из пруда)

- Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т. д.

-А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старину обычно рубились из дерева. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома. (показывает на домового)

В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.

Игра "Строим дом" (ребята повторяют за педагогом движения и слова)

- А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?

• Рубим деревья (тук-тук-тук).

• Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).

• Укладываем бревна в сруб (раз-два).

• Возводим крышу (раз-два).

• Прорубаем окна (раз-два).

• Моем в доме полы (шух-шух-шух).

• Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).

• Кричим "С новосельем!"

- А как вы думаете, что же самое главное в избе?

- Центральное место в доме занимала печь. Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.

- А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди)

- Молодцы, много сказок знаете!

- А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? Молодцы! Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица : "Щи да каша - еда наша". Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб.

Игра "Картошка"

- Кто-нибудь из вас знает, как называется вот этот предмет? (Ухват)

А для чего он был нужен? (вытаскивать из печи чугунок). Давайте попробуем это сделать. Кто желает попробовать? Посмотрим, что же лежит в нашем чугунке? Вот это да! Картошка! А давайте-ка с вами немножко поиграем, так как играли раньше: встанем в круг, будем передавать картошку по кругу друг другу из рук в руки, пока будет играть музыка. У кого в руках окажется картошка, когда перестанет играть музыка, тот выполняет задание (рассказать пословицу, считалочку, небольшое стихотворение и т. д.). Договорились (Играем 3-4 раза)

Красный угол избы

-Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи". По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась икона, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей. Вы у меня самые почетные гости, поэтому я приглашаю вас сесть на эти лавки.

Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т. д. Вот, обратите внимание, какие были русские костюмы, праздничные и будничные (на каждый день). Так одевались русские люди. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Посмотрите, какие головные уборы носили женщины (показать коллекцию головных уборов). Все это делалось своими руками (шитье, вышивка).

Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки - они были широкими, на них не только сидели, но и спали. У богатых людей над окном на стене были сделаны широкие полки. На них стояла дорогая посуда, шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.

В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Сундук с приданым"? Посмотрите! (Показать)

-А в нашем сундуке не приданое, а старинные вещи. В нашей избе много старинных вещей.

Загадки

- Что-то вы немножко притомились, да?

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей - погляжу!

Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся в этой избе.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (Стол)

Стоит бычок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Ходит, ходит,

А в избу не заходит. (Дверь)

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окна)

В избе - изба, на избе - труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырках. (Сито)

Влез на стол он из-под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки со штанов слизнул. (Утюг)

- Все загадки отгадали!

Ай да молодцы!

Утюги

- Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель) Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами. Когда появилось электричество, появились и электрические утюги. Чтобы такой утюг ожил и заработал, его шнур нужно подключить в розетку. Но порой шнур закручивается и мешает хозяйкам гладить, поэтому изобретатели думали-думали, и на свет появился утюг без шнура. На специальной подставке, он очень быстро разогревается.

Люлька

- Ребята, а назовите мне еще один необычный предмет в нашем музее! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется (Люлька, от песни "ой, люли") В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте подойдем и посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А вам ваши мамы пели колыбельные песни? Какие?

Кукла-оберег

- Посмотрите, что же это за кукла лежит в ногах у младенца? Это кукла-оберег. Их дарили младенцу при рождении, затем человек хранил эту куклу в течение всей жизни. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить своего хозяина, и у нее не было ног, чтобы она не могла убежать от него. Видите, какой мудрый был наш народ!

Заключение

- Я хотела показать вам то, что есть в нашем музее, в русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины? Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать? А вы готовы сами трудиться? Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

Экскурсия в мини-музей «Русские мотивы»
Публикации по теме:

Мини-музей «Дом значка»Мини-музей «Дом значка» В настоящее время в сфере дошкольного образования большое внимание уделяется приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, развитию.

Мини-музей хлебаМини-музей хлеба «Ближняя дорога» к сердцу ребенка: предметы и явления, которые его окружают и могут благотворно влиять на формирование его морального облика.

Мини-музей «Моя безопасность»Мини-музей «Моя безопасность» С целью обогащения предметно – развивающей среды во всех группах ДОУ № 20 кв г. Богородицка Тульской области, были созданы мини – музеи.

Мини-музей «Насекомые»Мини-музей «Насекомые» Наступила весна. Однажды на прогулке с детьми мы увидели божью коровку. Она очень привлекла внимание детей. Мы стали ее рассматривать, и.

Мини-музей «Насекомые»Мини-музей «Насекомые» Вот и наступило долгожданное лето. Одной из тем нашей летней работы была тема "Букашки-таракашки". Мы с моей коллегой решили подготовить.

Мини-музей «Сладко»Мини-музей «Сладко» Одной из главных задач мини-музея в дошкольном учебном заведении, является вовлечение детей в активную исследовательскую деятельность,.

Фотоотчет «Наш мини-музей»Фотоотчет «Наш мини-музей» В детских садах очень важна работа с родителями. В своей группе по этому поводу я создала "Мини- музей семейного творчества", где присутствуют.

«Волшебная экскурсия в мини-музей колокольчиков «Динь-дон». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Воспитатель спрашивает детей, кто из них верит в волшебство. Ответы детей Восп: А кто такие феи? Ответы детей Восп: Где, в каких сказках.

Экскурсия в мини-музей «Поклонимся великим тем годам» для детей старшей подготовительной группы «Поклонимся великим тем годам» Дети, к какому празднику, готовится наша страна? (День Победы). Сегодня я хочу вам рассказать о событиях.

Занятие-экскурсия в мини-музей «Солнечный мир» Программное содержание: Цель: Познакомить детей с солнечной системой Задачи: 1) Образовательная Ознакомление детей с солнечной системой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия в мини-музей «Русские мотивы»
Опубликовано: 30 января 2016 в 15:22
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экскурсия в мини-музей «Русские мотивы»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Владимировна Кузнецова (УИ 412063) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД