Поцелуева Ирина
Конспект экскурсии в мини-музей народного быта «Горенка» с детьми с ОВЗ (ТНР) старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Программные задачи:
1. Формировать у дошкольников представление о музеи народного быта.
2. Обогащение словаря детей: «горенка», «люлька», «прялка», «ухват», «коромысло».
3. Развитие связной речи
4. Воспитывать чувство гордости за свой край, уважительное отношение к предметам старины.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей народного быта „Горенка“ с детьми с ОВЗ (ТНР) старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Занятие по теме; рассматривание репродукций о музее, об экспонатах данного музея рассматривание дидактических материалов, книжных иллюстраций.
Материал и оборудование: Презентация: Мини музей «Горенка», проектор, ноутбук, народные игрушки, посуда, одежда, ширма.
Ход экскурсии:
Беседа с детьми :
Любой музей есть память о веках.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает.
Чтобы узнать, как мастер мог творить.
- Сегодня мы с вами пойдем в Мини музей «Горенка». В нем представлены экспонаты – настоящие предметы, которыми люди пользовались в далекие времена, но с начала, давайте вспомним правила поведения в музее ( ответы детей: в музее ничего нельзя трогать руками без разрешения).
- Ну, вот, ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу.
- Что вам здесь знакомо?
- Какими предметами вы и сейчас пользуетесь дома?
- Все эти предметы из прошлого. В таких комнатах жили наши предки. Эта комната называется горница. «Горенка» – так ласково называли ее на Руси.
-Как вы думаете, что главное в горнице? ( ответы детей: печь; воспитатель показывает макет печи.
Рассказ педагога: О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит самая главная. Судите сами: Где в горнице пищу приготовить? Чем избу обогреть? Где сушить сырую одежду да валенки? Где сушить грибы да ягоды? А еще печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (простудятся). Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников. Он и поправится.
Действительно, печь – главная, она душа избы. «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил», - гласит русская пословица. Она и «кормилица», и «поилица», и тела «согревательница». Без печи нет избы. Войди в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол - избы. Печь складывали из кирпича и обмазывали глиной. Рядом с печью строили «голубец» для хранения домашней утвари. Посуду использовали глиняную.
Сейчас в доме каждого есть водопровод, а крестьянкам приходилось воду приносить из колодца, используя коромысло и ведра.
Беседа с детьми : А знаете, чем отличается лавка от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место. Вечерами, когда темнело, избы освещались лучинами (деревянными палочками); только очень обеспеченные люди могли позволить себе пользоваться с этой целью свечами.
- Посмотрите вокруг себя и скажите, где наши предки хранили одежду? ( ответы детей: в сундуках). Мастерили сундуки из дерева и обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные замки. Как вы думаете, какая одежда хранилась в сундуках? ( ответы детей: рубаха, сарафан, порты, поневы, передника-завесы).
- Где хозяйка укачивала младенца? ( ответы детей: в люльке).
Рассказ педагога: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами хозяйки шили, вязали, вышивали, пряли. Что они использовали для прядения? ( ответы детей: прялку; показать, как женщины пряли: надо сесть на донце, прикрепить кудель -волокно к верхней части прялки; левой рукой вытягивала прядево, а правой вращала веретено (суживающуюся к концам палочку, на него-то и наматывалась нить.
Рассказ педагога: Умели наши предки не только работать, но и любили повеселиться, сложили много поговорок, загадок, потешек, прибауток.
Детям загадываются загадки Орловской области. Примечание: В коробе находятся предметы, о которых пойдет речь в загадках, кроме половика и плетня. Отгадывая загадки, дети достают из короба эти предметы.
Новая посудина,
А вся в дырках.
(решето)
Все по нему ходят,
А он лежит и молчит.
(половик)
Висит, мотается,
Всяк за него хватается.
(полотенце)
Стоит городок,
Сколько в нем сереньких домков,
Столько и беленьких жильцов.
(подсолнух)
Тяжел, внутри горяч,
Где поедет – будет гладко.
(утюг)
Захочу – поклонюсь.
А поленюсь –
Так и повалюсь.
(топор)
Сто один брат,
Все в один ряд
И одним кушаком подпоясаны.
(плетень)
- Каждая девочка умела делать куколку из ниток, соломы, ткани. А у меня вот такая куколка в нарядной русской рубахе, вышитой узором Орловского края.
Ты расти-расти, коса
До шелкова пояса.
Расти, косынька, до пят,
Всем куколкам догляд.
По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:
- Как называется музей, который мы сегодня посетили?
- Что вы видели в музее?
- Вам было интересно?
- Что вам больше всего запомнилось?