Наталья Сертакова
Конспект летней экскурсии в лес с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей представление о томя, что лес – это общество разнообразных растений (деревьев, кустарников, трав, грибов)
Задачи:
Знать и различать деревья 5-7 видов: береза, осина, липа, сосна, дуб, ель, кустарники 2-3 вида: боярышник, орешник, кусты малины; цветущие травы 4-5 видов: ландыш, звездчатка лесная, кипрей, тысячелистник.
Публикация «Конспект летней экскурсии в лес с детьми 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Уточнить представления о животных и других обитателях леса ( в лесу живут звери: белка, еж, лиса, птицы: дятел, кукушка, иволга, синицы; насекомые: муравьи, жуки, бабочки, в сырых местах можно встретить лягушек) На полянах и в чащах растут разные травы, люди заботятся о лесе- охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые, молодые деревья.
Формирование речевых умений (обогащение словаря за счет новых названий и эпитетов).
Формирование связной монологической описательной речи, а также речи – доказательства.
Вызывать радость и удовольствие от пребывания в лесу.
Формировать эстетическое восприятие.
Формировать умение правильно вести себя в лесу (не шуметь, не мусорить, не рвать растения, не пытаться ловить птиц).
Предварительная работа:
Цель: систематизировать представления о лесе, как об экосистеме (рисование, гербарий, знакомство с лекарственными растениями)
Читать: Н. Верзилин «Деревья в лесу», М. Ильин, Е. Сегал «Рассказ о кустах и деревьях», Г. Денисова, А Стрижев «Землянка», Н. Верлизин «В лесу», В. Кожевников «Звездчатка лесная», Б. Александров «Кипрей», «Тысячелистник», А, Клычков «Белка», Ю. Дмитриев «Иволга», «Кукушка», И, Соколово – Микитин» Кукушонок», И, Никитинский «Муравьи», Г. Скрибитский «Божья коровка», «Ю. Дмитриев «Кто охраняет мою полянку», «Враги нашего леса», В. Шефнер «Лесной пожар», .Е. Трутнева «Земляника», Е. Благинина «Одуванчик»
Экскурсия в лес в конце марта -начале апреля, когда почки еще не проклюнулись.
Детские игры: лото «Лесные цветы», «Кто живет в лесу?»
Рассматривание гербариев.
Беседа перед экскурсией.
Чтобы заинтересовать детей целью экскурсии – игровой сюжет. ( Например: принести письмо от гнома, или пусть кукла – гном ведет часть экскурсии или всю)
Возврат к прошлому опыту: «Помните, как мы приходили сюда весной? На деревьях тогда были маленькие почки, а теперь? Какой лес сейчас? Прочитать стих «Земляника»
«А если вы будете себя хорошо вести – не будете шуметь и пугать птиц, не будете убегать, чтобы все беспокоились, наверное, добрый гном покажет нам свою земляничную полянку»
Экскурсия.
-Вот, смотрите, мы как бы «у порога» леса. Попробуйте сравнить лес с лугом. Какие они? (Луг гладкий, ровный, на нем растут трава и цветы, а в лесу – деревья, кустарники, они высокие).
А теперь закройте глаза, подставьте лицо солнышку, что вы чувствуете?
Вспомните, как называется край леса, его начало (опушка)
Давайте подойдем к лесу поближе, мы пройдем луг. На что он похож? (ответы детей)
А мне кажется, он похож на зеленое море. Сейчас снова закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на вас солнышко, греет ли оно вас?
Когда солнышко греет – кажется, что она гладит лицо своими лучиками, как будто мама. Почувствовали солнышко? Значит, где солнца и света больше, на лугу или в лесу? Наверное, луг и опушку можно сравнить с морем, где неглубоко – у берега, а лес - это уже море, по которому уже ходят большие корабли.
Давайте, сейчас пройдем по лесу, как по дну нашего моря. Лес – это ведь целый мир. А мы будем путешественниками.
В чаще леса предложить детям тихо постоять и прислушаться, чтобы потом каждый мог описать, кто что слышал. Если будут слышны птичьи голоса – учить различать 2-3 птиц. Рассказать, что кукушка не только подкладывать яйца в чужие гнезда, но и поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не ест ни одна другая птица. Ведь среди гусениц есть мохнатые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько спасают очень большие участки леса от лесных вредителей. Предложить поискать дуб, липу. Дать детям понюхать желтые цветочки липы и спросить, почему около дерева кружится много пчел. Вспомнить стихотворение
Воронько «Липка»
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой,
— Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом,
— Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя,
— Вырасти меня.
Я тебя листвою
От дождя укрою,
— Поливай меня.
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы,
— Ты люби меня.
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий,
— Не забудь меня!
Показать детям грибы. Рассказать (или вывести из наблюдений, что грибы любят сырые, теплые места, но не в глубине леса, а на полянках, опушках, возле заброшенных дорог. В наших лесах растут подберезовики, подосиновики, белые грибы, рыжики, сыроежки. Это все съедобные грибы, (можно выбрать из корзинки муляжи съедобных грибов) Предложить отнести в детский сад их, показать родителям. Объяснить детям, что поганки и мухоморы приносят пользу деревьям, а мухоморами лечатся лоси.
Если нашли белый гриб – обратите внимание на цвет шляпки (как будто шоколадная, форму (ножка, как кувшинчик).
Вот и гриб боровик.
И красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
Про найденный рыжик:
Рядышком с иголками
Рыжики под елками
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
- А послушайте, какую загадку, я вам загадаю:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Посмотрите, здесь какая – то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, они все что-то тащат (иголки, сухие травинки.) Давайте пойдем по этой дорожке и посмотрим на их дом. Вы знаете какой дом у муравьев? А много их в нем живет?
А кто знает какие – 7ибудь загадки про муравьев и муравейник? А я знаю еще такую:
На полянке возле елок
Дом построен из иголок
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Ребята, вы помните сказку В. Бианке «Как муравьишка домой спешил»? А что вы помните?
Почему муравьишка так спешил домой? (Потому что к вечеру все ходы в муравейнике закрывают)
Давайте посмотрим, что муравьи несут в свой домик? Каждый выберет себе муравьишку, за которым будет наблюдать. А теперь расскажите, что нес ваш муравей, тяжело ли ему было, пришлось ли ему обходить камешки или упавшие шишки? Давайте немножко поможем муравьям – очистим им дорожку.
Ой, посмотрите, это же земляничная полянка! Наверное, вы и в самом деле себя хорошо вели, раз добрый гном показал ее вам. Давайте, собирать землянику. Только это надо делать осторожно, чтобы ей не было больно. Не ломайте веточки и листочки. А у меня есть специальная «земляничная» считалочка:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
Ну, как ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы были самыми настоящими путешественниками – исследователями. Вы услышали кукушку и дятла, увидели разные деревья и кустарники, нашли много грибов и вспомнили, как они называются, а самое главное – вы тоже помогли лесу: вы не кричали и не пугали птиц! А как вы помогли муравьям! Теперь им немного легче будет ходить по той тропинке, которую вы очистили. Я думаю, что лесной гном очень рад что у него такие помощники растут. Ведь лес - это целый мир, а ему одному трудно ухаживать за лесом. Потому люди должны помогать лесному гному.
Работа после экскурсии.
Через 2-3 дня после экскурсии – занятие по рисованию: насекомые птицы растения. (Можно дать темы «Муравьиная дорожка», «Земляника», «Бабочка на цветке», «Гриб – боровик») Из работ растений гербария оригами изготовить панно, где было показано, что лес – это экологическая система. До этого на занятии – игра «Разные грибы» можно использовать загадки:
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой
А вот кто – то важный
На беленькой ножке
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошинки…
Чтение рассказа М. Ильина и Сегал «Рассказ о кустах и деревьях», рассказы детей о том, что они видели и что им больше всего понравилось и запомнилось.
Обобщающая беседа:
Можно предложить детям написать сказку о землянике, о муравье, о божьей коровке, о грибе, о сосне, под которой муравьиный домик…