Исаева Александра
Экскурсия «Путешествие по экологической тропе» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное НОД:
Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ.
Цель:
• Воспитание бережного, ответственного и эмоционально – положительного отношения к природе.
• Уточнение представлений о сезонных изменениях в природе, развитие наблюдательности, памяти.
• Развитие эстетического восприятия красоты природы весной.
• Уточнение представлений о составе деревьев на территории детского сада.
Публикация «Экскурсия „Путешествие по экологической тропе“ в ДОУ» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
• Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, к людям.
• Уточнение и закрепление представлений поведения птиц.
• Закрепление и обобщение представлений о жизни и приспособленности птиц к среде обитания.
• Воспитание сочувствия к птицам. Бережного отношения к природе.
• Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, фиксировать их в календаре природы.
• Уточнение представлений об условиях роста растений, роли почвы для их развития, их зависимостью от комплекса факторов внешней среды.
• Развитие осознанного отношения к объектам природы, умения ухаживать за ними.
• Формирование обобщенных представлений о весне, жизни растений и животных весной.
• Развитие интереса к миру природы; развитие гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, формирование основ экологической культуры у дошкольников, как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
• Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Развивать творческую активность, образное мышление и интерес к опытно-экспериментальной деятельности; желание изучать окружающий мир,развивать наблюдательность, учить размышлять детей над тем, что они увидели.
• Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках весны, о жизни перелетных птиц весной.
• Формировать желание выступать в роли экскурсовода на путях маршрута экологической тропы.
• Развивать связную речь.
Материалы: перчаточная кукла, конверт с маршрутной картой и письмом от «хозяина тропы», плоды каштана и дуба, картинки с иллюстрациями птиц (для проведения дидактической игры, приборы из уголка для наблюдения за погодой,лопата, лейки, семена гороха,«Лесная книга» с фотографиями, сюрпризный мешочек.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами;
• наблюдение за погодой;
• рассматривание деревьев и кустарников, растущих на участке;
• рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу;
• беседы о насекомых;
• беседы о здоровом образе жизни;
• посадка корнеплодов на огороде.
Ход экскурсии
I. Организационный момент. (Дети выходят на улицу из центрального входа).
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей экологической тропе. Мы будем путешествовать не одни. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель:Вы знакомы со Стариком – Годовиком?
Дети: Да! Он хозяин экологической тропы нашего детского сада.
Воспитатель: Так вот. Старик – Годовик очень хотел пройти с нами по экологической тропе, но не смог оставить без присмотра свой дом. Поэтому он прислал свою помощницу – лесную Сову. Хотя совы летают только по ночам – эта сова волшебная, она может лететь и днем. А вот и она. (Снимает с дерева перчаточную куклу совы, а вместе с ней - конверт.) А это, что? Давайте посмотрим, что там (Открывают конверт, вынимают маршрутную карту и читают письмо).
«Дорогие ребята! Я очень рад видеть вас на экологической тропе! Жду Вас к себе в гости, но попасть ко мне вы сможете, только выполнив мои задания. Они в конвертах. Идите по маршруту, который я указал на карте. Я приготовил для вас много интересного и познавательного. Жду вас в конце Вашего путешествия. Вас ждёт сюрприз!
Хозяин тропы - Старик - Годовик».
II. Основная часть.
Воспитатель:Ребята, давайте возьмем Сову с собой в путешествие?А сейчас найдем на карте то место, где мы сейчас находимся и разберёмся, куда нам нужно идти, чтобы найти первый конверт с заданием от Старика – Годовика.
(Дети рассматривают карту и отправляются в путешествие по экологической тропе).
Воспитатель (сова) : А что это у вас?
Дети: Это тропа здоровья.
Воспитатель (сова) : Хотите пройти по ней? (Дети проходят по древесным спилам). А сейчас нам пора отправляться в путь, ведь хозяин тропы ждет нас. (Дети сверяются с картой).Ребята, а вы умеете летать, как совы? Давайте попробуем и полетим искать первый конверт с заданием. (Дети «подлетают» к первому объекту. Находят конверт с заданием от хозяина тропы и выполняют его).
Объект № 1. Лесопарк (лес).
Задание: Ребята, назовите деревья, которые растут на территории вашего детского сада.
(Дети перечисляют).
Отгадайте, с какого дерева плод.
( Воспитатель показывает плоды: дуба, каштана. Дети угадывают, с какого дерева плод).
Расскажите, чем полезны деревья.
( Дети:Деревья очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный).
Проводится подвижная дидактическая игра: «Раз, два, три – к дереву беги!»
Цель игры: закрепить знание видов деревьев, развивать внимание, быстроту реакции.
Воспитатель: Ребята, потрогайте стволы деревьев наощупь? Какая у них кора?
(Подходят к спилам деревьев).
Воспитатель: Ребята, кто может наощупь найти спил липы? Попробуйте!
(Дети определяют).
Воспитатель: Ребята, мы выполнили задание хозяина тропы?
Дети: Да!
Воспитатель: Сова, посмотри, какие ребята молодцы! Полетели за новым заданием!
(Продолжают путешествие, сверяясь с картой.)
Объект № 2. Лесная школа.
Воспитатель (сова) :А что тут у вас такое?
Дети: Это – лесная школа. А вот и конверт.
Задание: Ребята, назовите птиц, которые живут на территории вашего детского сада.
(Дети перечисляют. Проходят в беседку).
Проводится игра: «Какая птица улетела?»
Игра: «Какая птица улетела?»
Цель игры: закрепить названия птиц.
Дети внимательно смотрят на картинки с изображениями птиц, которые демонстрирует воспитатель, запоминают их. Затем закрывают глаза, воспитатель убирает картинку, дети отгадывают, какой птицы не стало.
Воспитатель (сова) :А чем сейчас заняты птицы? Зачем птицы возвращаются к нам?
Дети:Птицы вьют гнезда, что бы продолжить свой род.
Воспитатель (сова) :Так вот почему нельзя шуметь около гнезд! Нельзя пугать и тревожить птиц! Теперь мне все понятно. А какая птица вьет свое гнездо не на дереве, а на окне или под подоконником? ( Ответ детей: ласточка).Ребята, не все птицы сами себе строят дом. Например, скворцы. Люди начали делать специальные домики для скворцов, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих садам и огородам. Чтобы привадить полезную птицу к своим садам и огородам люди стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. А теперь давайте поиграем в какую – ни будь игру.
Воспитатель (сова) :Ребята, мы выполнили задание Старика – Годовика, назвали птиц которые живут на территории нашего детского сада. Молодцы!Продолжаем экскурсию. «Летим» дальше.
(Сверяются с картой.)
Объект № 3. Метеоплощадка (термометр, солнечные часы, флюгер, ловец ветра, дождемер).
Дети находят конверт с заданием.
Задание: Ребята, расскажите какая сегодня погода. Как определить – откуда дует ветер? Сильный ветер или слабый? Как определить, сколько осадков выпало?
Воспитатель (сова) :
• Какая сегодня погода?
• Как догадались?
• Почему? (ясная – пасмурная, теплая – холодная, сухая – дождливая, ветреная – безветренная).
Воспитатель (сова) :Ребята, а вы заполняете календарь природы? (дети отвечают утвердительно).Расскажите мне, какие обозначения вы будете использовать для сегодняшнего дня?
(дети рассказывают)
• Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха (термометр).
• Посмотрите, сколько градусов показывает термометр на солнце? (нужно сначала найти - 0С).Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз — градусы холода.
• Где температура воздуха выше в тени или на солнце?
• Почему?
• Что может повлиять на погоду в течение дня? (ветер).
• Есть ли сегодня ветер?
• Как это определить (посмотрим на ветряной рукав, флюгер)
(Показывает на дождемер).
Воспитатель (сова) :Что это такое?
Дети:Это – дождемер. Когда идет дождь, то дождевая вода скапливается в нем, и мы можем видеть, сколько осадков выпало в интересующий нас период.
Воспитатель (сова) :Ах, какой кружочек! Что это?
Дети:Это – солнечные часы. Солнечные часысостоят из указателя, отбрасывающего тень и играющего роль стрелки, а так же циферблата с нанесенными на него делениями, обозначающими часы суток. Перемещение стрелки-тени, отражающей суточное вращение Земли, позволяет определять время.
Воспитатель:А вы знаете, для чего эти камни с нарисованными на них буквами?Это обозначение четырех сторон света (север, юг, запад, восток).Юг – это там, где солнце поднимается над горизонтом на самую большую высоту. Мы это заметили, и когда это произошло, стрелка на солнечных часах отбросила тень, мы поставили на то место камень с буквой «Ю», что означает - юг, а точка прямо противоположная югу получила название север. А если встать лицом к северу,то справа будет восток, а слева – запад. Ребята, делу время – потехе час. И это задание хозяина тропы мы выполнили. «Полетели» дальше. Помните, что хозяин тропы ждёт нас.
(Сверяются с картой.)
Объект № 4. Огород.
Воспитатель (сова) : А здесь у вас что?
Дети: Это наш огород.
Воспитатель (сова) : Давайте найдем конверт с заданием от Старика – Годовика. (Дети находя конверт).Ребята, это задание самое сложное.
Задание: Ребята, я очень люблю зелёный горошек. Пожалуйста, посадите его для меня на вашем огороде.
Воспитатель (сова) :Ребята, надо сделать так, что бы из этого семени выросло растение. Что для этого нужно?
Дети:Почва, тепло, свет, вода, воздух.
Воспитатель (сова) :А как надо сажать растение?
Дети:Сделать канавку, разложить семена. Присыпать землей. Полить.
Воспитатель (сова) :Ой, как интересно! Семечко – это живое существо, которое спит. Что бы оно проснулось, для него нужны: тепло, свет, вода, почва. С семечком можно говорить, можно попросить его прорасти быстрее, можно его погладить. Становитесь вдоль грядки. Вот вам по три семечка. Разложите их в канавке, что бы расстояние между ними было с вашу ладошку. (Дети выполняют все указания совы). Теперь граблями присыпаем наши семечки землей, а поливать - будут девочки. Мальчики поставят по обеим сторонам грядки колышки и табличку с названием овоща, которое мы посадили для того, чтобы не забыть, что здесь посажено.
Дети вместе с младшим воспитателем сажают семена гороха.
Воспитатель:Молодцы, ребята! Сова, мы выполнили задание?
Воспитатель (сова) :Да, вы молодцы.
Дети выходят на асфальтированную дорожку, раскрывают карту, уточняют маршрут.
(Воспитатель (сова) продолжает таинственным голосом).
Ребята, мы сейчас с вами посетим птичий городок. В этом городке нужно вести себя тихо, передвигаться бесшумно, потому что птицы, живущие в городке свили гнезда, отложили яички и сели высиживать их. Совсем скоро из яичек вылупятся маленькие птенцы, поэтому птиц тревожить нельзя. Мы «полетим» бесшумно и будем говорить тихо. Хорошо?
Дети находят в птичьем городке конверт с заданием.
Задание: Ребята, как называются домики для птиц? Кто еще может жить в этих домиках? Зачем домики так высоко расположены на деревьях?
Объект № 5. Птичий городок. Уголок нетронутой природы.
Воспитатель (сова) :
- Посмотрите, что это за домики на дереве?
-Как называются эти домики?
Дети: Скворечники.
-Правильно, это скворечники.
- А кто живёт в этом домике?
Дети: В домике живут скворцы. Эти скворечники сделали дети нашего детского сада вместе со своими родителями.
Воспитатель: А кто еще может поселиться в этих домиках?
Ответы детей: Синички и воробьи.
Воспитатель (сова) : Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?
Дети: Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не мог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнёзда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.
Воспитатель (сова) : Не будем мешать птицам и пойдём дальше, тем более, что и это задание Старика – Годовика мы выполнили.
Дети делают несколько шагов и оказываются перед домом (шалаш) Старика – Годовика.
Воспитатель (сова) :Вот мы и пришли в гости к Старику – Годовику. Давайте с ним поздороваемся.
Дети здороваются с хозяином тропы.
Объект № 6. Уголок нетронутой природы.
111 Заключительная часть.
Воспитатель (сова) подходит к Старику – Годовику «разговаривает» с ним.
Ребята, Старик – Годовик, говорит мне, что давно наблюдает за вами. Он знает, что вы любите природу, бережете её, и он хотел бы задать вам несколько вопросов. Тех, кто будет отвечать правильно, он будет награждать дарами вот из этого волшебного лукошка.
В лукошке лежат желуди, каштаны, шишки, семена гороха ит. д.
Вопросы от Старика – Годовика:
• Как называются плоды дуба? (Желуди)
• Для чего используют цветы липы? (Для заваривания чая от простуды)
• Зачем люди стали делать специальные домики для скворцов (Люди начали делать специальные домики для скворцов, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих садам и огородам)
• Как называется прибор для измерения температуры воздуха на улице? (Термометр)
• Как называется прибор для измерения направления и скорости ветра? (Флюгер)
• Что нужно для того, чтобы из семени выросло растение? (Почва, вода, свет, тепло.)
Воспитатель (сова) (продолжает) : Ребята, хозяин тропы говорит Вам, что вы ему очень понравились, он ещё многое может рассказать вам о природе. На прощание хозяин тропы дарит вам «Лесную книгу», в которой размещены ваши фотографии во время экологических прогулок и мешочек с угощениями. Приходите ещё! И обязательно нарисуйте картинку о том, что вам особенно запомнилось. Я остаюсь с хозяином тропы в его доме. Мы говорим вам: «До свидания! Приходите к нам ещё!».
Дети прощаются с Совой и Стариком – Годовиком.
111 Рефлексия:
Воспитатель:
-Каким было наше путешествие? (увлекательным, интересным, трудным, познавательным, веселым, волшебным, поучительным)
-Скажите, ребята, кто приходил к нам в гости? (Сова)
- К кому пришли в гости мы в конце нашего путешествия? (к хозяину экологической тропы)
-Для себя вы что – то новое узнали? (Ответы детей)
-Понравилось ли вам путешествие? (Ответы детей)
-Что же мы делали? (Ответы детей)
Итог:
Воспитатель:
-Молодцы, мне понравилось наша экскурсия и то, как вы сегодня отвечали на вопросы.
- Ребята, а как вы думаете, почему мы сумели ответить на все вопросы? (потому что мы смелые, дружные, умные, любознательные, трудолюбивые).
-Сегодня в группе мы нарисуем картины о том, что вам особенно запомнилось во время нашего путешествия