Светлана Немкова
Экскурсия по экологической тропе «В гости к берёзке и сосне»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
Закрепить знания о березе, ее внешнем виде, строении и изменениях, происходящих в связи со сменой сезонов, дополнить их.
Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны
Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о них.
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия
Публикация «Экскурсия по экологической тропе „В гости к берёзке и сосне“» размещена в разделах
- Береза. Все на тему березок для детей
- Ель, сосна. Наблюдения за хвойными деревьями
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Воспитывать желание трудиться
Ход прогулки.
- Отгадайте загадку:
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает.
(Дерево)
Воспитатель:
Дорогие ребята! Сегодня мы пойдём в гости к деревьям. А к какому, вы узнаете из загадки:
Стоят столбы белые,
На них шапки.
Летом мохнатые,
Осенью желтоватые.
Дети: Это береза.
Воспитатель:
Правильно, молодцы.
Давайте подойдем к березке, полюбуемся ее красотой.
Воспитатель: Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой?
Дети: Сказать «Здравствуй березка», погладить, обнять.
Воспитатель: Давайте обнимем её.
Воспитатель: Как в любое время года мы можем узнать берёзу?
Дети: У березы белый ствол с черными полосочками.
Воспитатель: Правильно. Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной. Посмотрите, какая береза?
Дети: Большая: высокая, толстая.
Воспитатель: Кто хочет померяться с ней силой? Лиза, попробуй вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
Ответ ребенка: Нет, не получается. Береза сильнее.
Воспитатель: Что её так крепко удерживает в земле?
Дети: Корни.
Воспитатель: Для чего дереву нужны корни?
Дети: Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.
Воспитатель: Молодцы! А какие части дерева вы еще знаете?
Дети: Ствол, ветви, листья.
Воспитатель : Покажите ствол березы.
Дети показывают
Воспитатель: Какой он - толстый или тонкий?
Дети: У этой березы толстый.
Воспитатель: Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
Дети: Снизу- широкий, кверху становится тоньше и тоньше.
Воспитатель: Погладьте ствол березы. Какой он у нее?
Дети: Гладкий, шелковистый, шершавый.
Воспитатель: Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)
Воспитатель: А знаете, почему береза имеет белую кору? В коре березы есть особое вещество – бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет.
Весь ли ствол у березы белый?
Дети: Есть черные черточки.
Воспитатель: Эти черточки называются чечевички. Повторите. Они помогают березе дышать.
Воспитатель: Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?
Дети: Ветки тоньше ствола, белого цвета.
Воспитатель: Какого цвета листочки были у берёзы летом? (зелёные)
А осенью? (жёлтые). И что с ними произошло? (они облетели)
Воспитатель: Листочки с дерева облетели, но дерево не погибло, оно просто уснуло, и его нельзя обижать, ломать ветки. Как мы можем зимой позаботиться о дереве?
Дети: Утеплить корни дерева, присыпав их снегом.
Воспитатель: Правильно, в конце прогулки мы это сделаем.
Дети, берёзка –символ нашей Родины,это символ красоты нашей природы. Люди издавна заметили красоту этого дерева и написали о ней много стихов. А сейчас давайте вспомним стихи о берёзке
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Так написал о березе наш поэт Прокофьев.
БЕРЁЗА
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Тянет ветки к солнцу,
Ждёт весной тепла.
Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!
Осень подарила,
Золото листве,
Грустно говорила, -
Время уж к зиме.
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.
Подарки берёзке.
А теперь давайте с вами поиграем.
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
А теперь я приглашаю вас пройти дальше по тропинке.
Но дорога туда не простая, посмотрите, здесь очень много снега и пройти можно только на лыжах-имитация ходьбы на лыжах,
А тут лёд-поедем на коньках,а здесь в сугробах спят зверушки-идём тихо-тихо, на носочках. вот мы и пришли, что это за дерево?
Дети: Сосна.
Воспитатель: Посмотрите, а у сосны веточки голые как у берёзки или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: На сосне есть иголки, их ещё называют хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. И она не сбрасывает их на зиму. Про сосну говорят : зимой и летом одним цветом.
- Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
Хвоинки сосны растут парочками. -Посмотрите, как расположены ветви у сосны?
У сосны ветви наверху, ствол прямой и голый.
- Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.
- Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)
- Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
Дети читают стихи.
Сосна.
Что грустишь ты, сосенка,
На высоком склоне?
Что иголки сыплешь
Прямо мне в ладони?
Ничего, что лето быстро пролетело,
Золотая осень свою песню спела.
Улыбнись, не надо
Так грустить об этом?
Ты всегда красива
И зимой и летом.
Давайте сосну тоже украсим.
Сейчас предлагаю вам игру:
Как вы думаете трудно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу вас в деревья (делает волшебный знак рукой). Ваша кожа превратилась в кору, а руки-в ветки. Поднимите руки-ветки, пошелестите пальчиками-листочками.
Расставьте ноги шире-это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Какие замечательные деревья выросли в моём саду! Жалко вас расколдовывать. Но пора стать снова маленькими человечками (расколдовывает).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь возвращаемся назад на площадку.
К каким деревьям мы ходили сегодня в гости?
Какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)
А ещё берёза и сосна являются лечебными растениями. Из их почек, листочков, хвоинок готовят лечебные чаи, из веток делают полезные веники для бани.
А сейчас я предлагаю потрудиться. Давайте присыпем корни берёзки снегом.