Ольга Сидорова
День экологических знаний. Весенняя экскурсия по экологической тропе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
День экологических знаний.
«Путешествие по экологической тропе»
Весенняя экскурсия по экологической тропе детского сада с детьми подготовительной группы «Путешествие по экологической тропинке»
Публикация «День экологических знаний, Весенняя экскурсия по экологической тропе детского сада» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- День экологических знаний, образования
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии по деткому саду
- Темочки
Подготовила воспитатель компенсирующей к школе группы Сидорова Ольга Витальевна (подготовительная группа)
Главная цель нашей работы - формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Воспитание у детей чувства любви к природе, уважения ко всему живому. Эту цель можно решить посредством следующих задач:
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- обобщить и дополнить представления детей о состоянии объектов на экологической тропе, через познавательно - игровую деятельность.
- закрепить знания о растениях и птицах, правилах поведения в природе;
- развивать наблюдательность, познавательный интерес.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы.
Предварительная работа:
• Организация и оборудование экологической тропы.
• Создание картосхемы и паспорта экологической тропы.
• Чтение природоведческой литературы.
• Беседы.
• Дидактические игры.
• Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, слайдов.
• Просмотр видеофильмов.
• Разучивание песен и стихов.
Наш девиз: «Мы в любое время года ходим тропами природы!» «Любим мы играть и прыгать,
Любим петь и танцевать.
А ещё хотим побольше
О родной природе знать!»
Материалы и оборудование:
Раздаточный материал: лупы, карты - схемы экологической тропы, цветные карточки. Маршрут нашей экскурсии по экологической тропе.
1. Береза. 2. Птичья столовая.
3. «Краски художника». 4. Сосна.
5. Каштан. 6. «Теремок»
Ход экологической игры:
- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
- А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз: «Мы в любое время года ходим тропами природы!»
Дети с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель: Ребята! Я сегодня утром шла в детский сад и встретила почтальона, он передал мне необычное письмо, на этом конверте написано : отправитель – хозяин экологической тропы в детском саду.
-Вы знаете его? (Гномик).
Воспитатель:
- Ребята, значит нам пришло письмо от Гномика. Я прочитаю, послушайте пожалуйста!
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой весенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я вам оставлю под теремком лукошко с сюрпризом. Желаю вам удачи! Ваш друг – Гномик».
Воспитатель: Он мне шепчет на ухо, что часто наблюдает, как мы по экологической тропе гуляем. Иногда очень радуется, а иногда огорчается.
-Нравится ему, как мы растения, птиц, насекомых изучаем, как с ними дружим. А огорчает его, что дети иногда кидают мусор на тропу : фантики от конфет, ненужные бумажки; рвут и бросают на землю листья и цветы, мучают насекомых.
Воспитатель: Ребята, гномик спросил, пользуетесь ли вы картами - схемами экологической тропы, не забыли, что такое экологическая тропа? (Это маршрут с различными природными объектами).
- Из чего она состоит? (Экологическая тропа состоит из определенных остановок, которые на карте обозначены цифрами).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами ознакомимся с картой нашего маршрута,
Воспитатель: Перед тем, как мы отправимся на станцию «Теремок» нужно пройти ещё пять остановок: «Береза», «Птичья столовая», «Краски художника», «Сосна», Каштан» и конечная станция «Теремок».
Воспитатель: Но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения на тропе :
Я предлагаю с вами поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!.,
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы!
(Нельзя рвать цветы, листья, ломать ветки деревьев. Не мусорить.).
Воспитатель: Отправляемся в путь!
Где начинается наша экологическая тропинка, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Русская красавица,
Стоит на поляне,
В желтой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
- Давайте найдём на карте - схеме первую остановку «Береза». (Дети показывают остановку).
- Под каким номером она находиться? (Под номером 1).
Воспитатель: Обратите внимание на то, что дерево большое, высокое. Чтобы увидеть его нужно посмотреть вверх.
- Какой ствол у березы? (Ствол прямой, покрыт белой корой, с многочисленными бороздками).
- Какие веточки? (повислая, ветки приспущены).
- Что такое крона? (Крона - это верхняя часть дерева с веточками).
Берёза - светлая красавица русских лесов. Её стволы белеют в лесу, даря людям радость, покой и надежду. Испокон веков люд приходит к ней за советом и утешением. Берёза – это гордость и символ славян. Её часто называют деревом жизни.
Берёза неспроста считается священным деревом, духовным символом. С древних времён она заботится о человеке. Листья - для здоровья, ветви - для веников, кора для письма, поделок, дёгтя и разведения огня, древесина для тепла.
Воспитатель: Ребята, мы как птички полетим к следующей остановке «Птичья столовая».
- Но сначала найдём на карте - схеме эту остановку.
- Под каким номером она изображена? (Под номером 2).
- Послушайте загадку:
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать. (Кормушка).
Воспитатель: Какое значение имеет кормушка для птиц? (Ответы детей).
-Какие птицы прилетали в течение всей зимы на кормушку?
(Ответы детей).
- Почему некоторые птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать у нас? (Нет насекомых, холодно).
- Как вы помогали птицам зимой? (Ответы детей).
- Чем заняты птицы весной? (Строят гнезда).
-Зачем птицы строят гнёзда? (Чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их).
- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле, в кустах).
Игра «Воробьи и вороны».
Я вам ребята напомню правила игры "Воробьи и вороны"
Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.
1. По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробьёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.
2. Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо —. НЫ!» или «Воооо — рооооо —. БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догонять им или убегать. Кстати, хитрый водящий может называть и совсем другие слова: «Вооо — роооо —. ТА!», «Вооо — роооо —. ЖБА!», «Вооо — роооо —. ВКА!», что добавляет игре большего веселья. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно.
Воспитатель: Ребята, как прыгают птицы? (Дети показывают).
Следующая станция «Краски художника». (Под номером 3).
Воспитатель: Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.
***
Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима)
***
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава (Весна)
***
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака (Лето)
***
А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года.
- Мы как птицы будем прыгать на следующую остановку, которая называется «Сосна».
- Под каким номером она изображена на карте - схеме? (Под номером 4.)
- Послушайте загадку:
На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица..
(Сосна)
Воспитатель: Ель с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.
- Как называются ветки сосны? (Лапами).
- Чем покрыты лапы ели? (Хвоей).
(Дети трогают хвою, нюхают).
-Что вы можете сказать про хвою? (Пахнет, колется, хвоинки длиные и сидят отдельными иголками).
Сосна – вечнозелёное дерево из семейства хвойных, покрытое корою бурого или пепельного цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён прочное бревно сосны было в большом употреблении. Оно служило и топливом, и материалом для построек и различных изделий
Сосна светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу.
Сосна — древнейший лекарь.
В русской речи есть такое выражение: «Заблудиться в трёх соснах». Это значит не суметь найти выхода из достаточно лёгкой ситуации.
С. Маршак «Вот однокрылая сосна» Вот однокрылая сосна…
Прижатая к сосне-соседке,
Сухие, немощные ветки
Давно утратила она.
Зато единственным крылом
Она в метели и морозы
Прикрыла голый ствол березы.
И так стоят они втроем…
Воспитатель: Ответьте на мои вопросы.
- Под сосной хорошо растёт трава? Почему? (Под сосной почти не растёт трава, самые длинные ветки внизу дают тень).
Воспитатель: А теперь мы пойдём на остановку «Каштан».
- Под каким номером она изображена на карте - схеме? (Под номером 5).
Послушайте загадку:
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его?
(Каштан)
Воспитатель: Каштан - красивое стройное дерево. Почему нельзя обрывать почки с деревьев? (Там спят листочки, не будет листьев на ветке.)
- Какой ствол у каштана? (Ствол прямой, мощный, покрыт тёмно - серой корой, с маленькими бороздками).
-Какая крона у каштана? (Раскидистая, широкая, с толстыми ветками).
(Дети собирают плоды – семена, рассматривают их через лупу).
-Какие семена? (Крупные, блестящие, темно - коричневые, круглые, сплюснутые).
Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы вы запомнили очень хорошее стихотворение:
Дерево, трава, цветок и птица,
Сами не умеют защититься.
Если будут уничтожены они -
На планете мы останемся одни.
- Нужно защищать, ухаживать и беречь природу!
Последняя станция «Теремок» (Под номером 6)
Конверт с заданием от Гномика, нудо ребята ответить на вопросы, и получить лукошко с сюрпризом.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
Воспитатель: Молодцы! Вы со всеми заданиями справились. Что для вас сегодня было самым интересным?
(Дети становятся в кружок и передавая по кругу плод каштана, перечисляют самое интересное, что им запомнилось и понравилось).
(Дети находят лукошко и берут заработанные своими знаниями медали и бабочки)
Наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам ребята!