Ольга Воробьева
Экскурсия по экологической тропе «Нужны ли нам деревья?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель экскурсии : сформировать у детей обобщенное представление о том, как растения приспосабливаются к осенним изменениям;
уточнить представление детей о значении деревьев в жизни человека; учить видеть взаимосвязь явлений в природе;
развивать связную речь, память;
воспитывать наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдения за деревьями, беседа о сезонных изменениях в их жизни, заучивание стихотворений об осени, загадывание загадок о растениях.
Публикация «Экскурсия по экологической тропе „Нужны ли нам деревья?“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Ход экскурсии.
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие. Во время путешествия вы должны себя вести как?
Дети. Вести себя тихо, не выбегать вперёд, не толкаться, не перебивать друг друга.
Воспитатель. Итак, начинаем наше путешествие. (Идут по экологической тропе.)
Скажите, какие деревья растут около нас? (Около нас растут берёзы.)
Без листвы трудно определять деревья.
А какое дерево мы безошибочно называем в любое время года? (Берёзу.)
Как мы узнаём берёзу? (Ответы детей.)
Идём дальше. Куда мы пришли? (Мы пришли к цветнику.)
Летом цветник радовал нас своей зеленью, разнообразием цветов.
Какие цветы растут в цветнике? (В цветнике растут бархотки, календула, флоксы, астра.)
Вспомните, как летом надо ухаживать за цветами?
(Их надо рыхлить, поливать, выдёргивать сорняки.)
А какой уход требует цветник осенью?
(Обрезать цветы под корень, не топтать его, собирать семена.)
Почему нельзя ходить по цветнику, топтать землю?
(Через затоптанную землю цветам будет трудно прорастать.)
Да, осиротеет наш цветник без цветов:
«Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты».
Идём дальше.
А вот и наша красавица ёлка. Какая она? (Ёлка пышная, зелёная, красивая.)
А почему она так ярко выглядит, как вы думаете?
Дети. Да, она одна, как царица осталась в своём зелёном наряде.
Про неё есть загадка : Зимой и летом одним цветом.
Воспитатель. А что вы ещё знаете про ёлку?
(Ёлка - хвойное дерево, у нее не листва, а иголки.)
Каждую весну и лето ель растёт, на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны. По этим разветвлениям можно посчитать, сколько лет ёлке. (Дети считают, сколько ей лет.)
О ёлках надо заботиться? Как?
(Стряхивать тяжёлый снег с её веток, поливать в засуху.)
Воспитатель. А для чего надо стряхивать снег? (Ответы детей.)
Воспитатель. Можно ребята ломать верхушку у ёлки?
Дети. Ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой. Она начинает расти не вверх, а в стороны.
-Подождите, подождите! (Подходит почтальон с телеграммой.)
-Спасибо.
Воспитатель читает её :
«Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли десять ёлочек-красавиц. Но под Новый год появились в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли. Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались на них несколько дней, да и выбросили. И стройные зелёные ёлочки превратились в мусор. А какие славные они были. Правда и детей мне жаль, что за Новый год без ёлки. Как же быть?»
Ёлочка.
Действительно, как же быть, как правильно поступить в таком случае?
Дети. Покупать ёлки, специально выращенные для этого, покупать искусственные ёлки.
Воспитатель. Ребята, об этом письме надо рассказать всем знакомым взрослым. Чтобы они на Новый год не срубали ёлок, а берегли их.
Путешествие наше продолжается и мы с вами пришли?
Дети. К берёзовой аллее.
Ребенок читает стихотворение:
«Люблю берёзку русскую,
То светлую то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.»
Воспитатель. Как вы думаете, вот сейчас наши берёзки- ясные; кипучие или грустные, плакучие? (Грустные, плакучие.)
Почему? (Жалко расставаться с листвой.)
Кто знает, почему листья желтеют осенью?
Ответы детей:
-В листьях есть вещества разного цвета: зелёного, жёлтого, красного.
-Когда тепло, зелёного цвета – хлорофила много, и другие цвета не видны.
-Осень, стало холодно, зелёный цвет исчез и стали видны другие цвета.
- Листья пожелтели, стали хрупкими и начали опадать.
-Грустят берёзки без зелёной листвы.
Воспитатель. Давайте мы с вами нежными словами подбодрим их.
Подойдите к берёзкам, обнимите их, пошепчите нежные слова.
Какие же нежные слова вы им говорили?
(Красивая, стройная, кудрявая, изящная, белоствольная и т. п.)
Обнимая берёзку, вы, наверное, поняли, какие они по возрасту.
Что же можете сказать об их возрасте?
Как определили? (Ствол толстый, кора корявая-деревьям много лет.)
Да, эти берёзы уже старые. Давным-давно вот на всём этом месте не было ничего, здесь был пустырь. Потом строители построили детский сад, а чтобы было красиво, посадили берёзки. Они были маленькие, тоненькие, с гладким белым стволом. Прошли годы, берёзки выросли. Они росли, значит, они? (Живые.)
А раз они живые, значит им больно, когда их?
(Ломают, рвут листья, режут кору.)
А для чего нужна кора?
- Кора защищает внутреннюю часть дерева от повреждений, высыхания.
-Через повреждённую кору проникают различные мошки, жучки и губят дерево.
- Кора как кожа для человека. Порезали руку, нам больно, в руку может попасть грязь, рука будет болеть.
Воспитатель. Ребята, а нужны ли нам вообще деревья?
Может быть, было бы лучше, если бы их не было совсем. Как вы думаете?
(С деревьями красиво, они очищают воздух. Из деревьев делают бумагу, мебель, музыкальные инструменты, краски, чернила, плетут корзины, веники.)
Да, ребята, с растениями на земле очень красиво, а Лиза даже знает пословицу о них.
Лиза:«Растение - земли украшение».
Давайте повторим эту пословицу вместе.
Кроме берёз, какие вы еще знаете деревья? (Ответы детей.)
Сейчас мы с вами поиграем.
Проводится игра «Назови правильно».
Цель игры: упражнять детей в умении найти деток (листья) с одного дерева,
развивать ориентировку в окружающем,
воспитывать внимание.
Воспитатель. Вы будете не детьми, а листьями. (Раздаёт листья берёзы, клёна, рябины.)
По команде «ветер» - листья летают, кружатся.
По команде «солнце» - листья с одного дерева должны собраться вместе.
(Дети – листья, называют с какого они дерева).
Игра проводится 2-3 раза, дети меняются листьями.
Воспитатель. Отпустим листья, пусть они летят.
Останавливаемся у клёна.
Воспитатель. Это, какое дерево? (Клён.)
Что вы можете сказать про клён?
(Листья русского клёна похожи на ладошку, а ещё они похожи на бегонию.)
Летом клён умеет предсказывать погоду. Перед дождём у него появляются капельки воды «слёзы» - в том месте, где листья прикрепляются к дереву.
Ребенок: «Заплакал клён - скоро погода испортиться».
Дети. Клён и все другие деревья сбросили на зиму листву. Люди иногда листву сжигают.
Воспитатель. А можно ли это делать?
(Под листочками прячутся насекомые, сожжём листву-сожжём их. А ещё от сырости опавшие листья перегнивают, этим самым удобряют землю.)
Наше путешествие закончилось, давайте напоследок споём песню «Листопад».
Дошкольники вспоминают, что растёт на экологической тропе.
Воспитатель предлагает детям собрать букетики из кленовых листьев и украсить ими группу;
в свободное время нарисовать любое осеннее дерево.