Елена Елшина
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.
Программные задачи:
Образовательные
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
Способствовать формированию интереса детей к природе.
Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий, применения приёмов моделирования.
Развивающие
Публикация «Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Воспитательные
Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Интеграция Образовательных Областей:
познавательное развитие;
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.
Материал:
Модели правил поведения в природе, фотоаппарат.
Предварительная работа:
Беседа о правилах поведения на улице. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) . Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.
Ход прогулки-экскурсии :
Организационный момент
В нашем домике живет удивительный народ.
О природе много знает, все на свете примечает.
Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, -
Значит к нам пришла. весна (говорят дети).
-Правильно наступила ВЕСНА.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:
-Какая сегодня погода? (ответы детей)
-Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?
-Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?
-Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?
Основная часть
Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.
Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.
По тропинке мы пойдем,
Лужу мимо обойдем.
(Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны)
- Какие деревья растут вдоль дорожки?
- Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)
(Дети отправляются дальше, описывая и рассматривая знакомые деревья.)
- Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Узнаешь Ты. (березку!
- Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)
- Что произошло с почками?
- Что вы знаете о березе?
(Дети подходят к дубу)
- А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб).
- Какую пользу приносит дерево человеку?
- Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?
- Как узнали?
- Чем отличается кора?
- Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями)
- Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается).
- Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки — не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)
Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т. д.)
Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)
Отгадайте загадку:
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день!
Дети: Скворец.
Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники).
- А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)
- Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?
(Воспитатель показывает экологические знаки)
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
- Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)
Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.
На берёзовую ветку
Кто сушить
Повесил сетку? (паук)
Летит — жужжит,
Сядет — молчит (жук).
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её. (пчела)
Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок»
(Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом)
Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).
Дождик закапал (встряхивают кистями рук,
паучка смывает (движения рук вниз).
Солнышко встало (разводят руки в стороны,
лужи высыхают (движения рук внизу).
Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками).
Воспитатель: — О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук). Почему?
- Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение).
Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)
Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.
Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами). Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей).
Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.
Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают).
Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!»)
- Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.
Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»
«Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Глядь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят»
Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья.
Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.