Елена Горбунова
Лэпбук «Весна» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Горбуновой Е. А
на тему «Весна». Подготовила Горбунова Е. А.
Возраст детей : дидактическое пособие может быть использовано для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность: Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук.
Публикация «Лэпбук „Весна“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Времена года. Лэпбук
- Лэпбук на тему «Весна»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Старшая группа
- Темочки
В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет. В связи с этим я создала тематическую папку с развивающими материалами - лепбук «Весна».
Цель: формирование знаний детей о весне, о приметах весны, об изменениях в природе с наступлением весны.
Задачи:
1. Устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
2. Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.
3. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
4. Развивать связную речь.
Лэпбук состоит из следующих разделов:
1. Весенние месяцы.
2. Приметы весны (на картинках).
3. Деревья и кустарники (картинки с названиями).
4. Составь рассказ по картинке.
5. Раскраски.
6. Весенний калейдоскоп (картинки первоцветов нашего края).
7. Перелётные птицы (картинки с названиями).
8. Загадки о птицах.
9. Дидактические игры: «Приметы весны», «Назови одним словом», «Назови ласково» и др.
10. Разрезные картинки.
11. Пословицы, поговорки о весне.
12. Весенние стихи.
13. Весенние игры.
Создавать эту папку оказалось очень интересно и увлекательно. Ведь лэпбук является в своем роде книжкой-копилкой, в которой собираются все материалы, касающиеся изучаемой темы. В нем собрана информация о том, какие изменения происходят весной в жизни людей, животных, растений. Дошкольники, выполняя задания и знакомясь с различными рубриками, узнают много интересной и полезной информации.
Например, рассматривая картинки из раздела «Приметы весны», происходит расширение представлений детей о весне как времени года, систематизируются представления о признаках весны, сезонных изменениях в природе, связанных с весенним периодом; обобщаются и расширяются знания детей о весенних развлечениях и работах; конкретизируются представления о диких животных и птицах, их повадках и образе жизни в весенний период.
Воспитывать у детей умение любоваться весенней природой, чувствовать ее красоту; способствовать овладению операциями анализа, сравнения, классификации, учиться рассуждать, делать выводы и обобщения; развивать лексико-грамматический строй речи - все эти задачи решаются при выполнении таких разделов как «Составь рассказ по картинке» и «Раскраски». Рассматривая сюжетные картинки, дети могут упражняться в составлении предложений, мини-рассказов. Составляя рассказ, они придумывают начало и конец к сюжету, изображенному на картине; могут составлять рассказ, опираясь на личный опыт. При составлении рассказов дети активно употребляют в речи прилагательные, глаголы.
В разделе «Раскраски» собраны раскраски о природе, пробуждающейся весной от сна, о весенних детских увлечениях, о том, что весной сажают деревья, прилетают птицы и вьют гнёзда, т. е. об основных событиях в природе и в жизни, которые происходят весной.
При раскрашивании можно предложить два варианта работы.
1. Занимаясь вместе с ребёнком с этими раскрасками, обсуждаем сюжет, который изображён на ней, можно обсудить цветовую гамму, и только затем предложите ребёнку перейти к раскрашиванию рисунка.
2. Ребенок самостоятельно раскрашивает рисунок, а затем педагог расспрашивает ребенка, о чем данный рисунок.
Содержащиеся в лепбуке загадки, пословицы и поговорки, способствуют обогащению и развитию речи ребёнка, приобщают дошкольников к народной культуре. В данном лепбуке загадки находятся в открывающейся птичке, что делает отгадывание загадок более интересным, а ответы можно подтвердить картинками перелётных птиц, которые находятся рядом в специальной папке.
Знания детей о первоцветах закрепляются тоже в игровой форме в «Весеннем калейдоскопе». Цветы закреплены в центре так, что могут вращаться по кругу. Если ребёнок не знает, как называется этот цветок, можно поднять картинку и прочитать под ней его название.
Также знания о весенних цветах закрепляются с помощью «Разрезных картинок».
Раздел «Дидактические игры» содержит игры весенней тематики, с помощью которых дети закрепляют знания о весне, расширяют свой словарный запас, закрепляют навыки словообразования и многое другое. Папка с дидактическими играми может постоянно пополняться как и другой материал.
Последний раздел данного лепбука называется «Весенние игры», в которые можно играть одному ребёнку или нескольким. Отвечая правильно на вопросы игры, дети приходят к финишу, узнают зашифрованное слово и объясняют его значение. Все слова связаны с весенней тематикой.
Благодаря этой форме работы, дети проявляют больший интерес к изучению темы. К тому же, такое пособие может постоянно пополняться и обновляться. Материалы лэпбука могут использоваться в разных видах непрерывной образовательной деятельности: в самостоятельной деятельности, в совместной работе педагога с детьми, в индивидуальной работе.
Создание лэпбука разнообразило работу с детьми, повысило их интерес к обучению, так как он является доступным, понятным и увлекательным.