Ольга Ивановна Жемкаускене
Экосистема дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире стремительно развиваются информационные технологии, ресурсы. В том числе есть и такие, которые направлены для использования в системе образования. Сегодня происходит переосмысление процесса обучения и воспитания детей в дошкольном образовании. Разрабатываются новые концепции образования, новые приемы и методы. В том числе появляются новые термины и одним из них стало понятие «экосистема дошкольного образования».
Публикация «Экосистема дошкольного образования» размещена в разделах
Стоит разобраться в понятии «экосистема». Впервые термин был предложен английским экологом А. Тенсли еще в 1935 году. Экосистему он определял, как биологическую систему (биогеоценоз, состоящую из сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотип, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Кроме того, экосистема является сложной, саморегулирующейся, саморазвивающейся и самоорганизующейся системой.
Абсолютно любая экосистема характеризуется тем, что живущие в ней живые организмы взаимодействуют с любым другим объектом в этой же системе, в совместной окружающей среде. Опираясь на эти положения, можно провести параллель к понятию «экосистема дошкольного образования», где биогеоценоз – это дошкольное образование, биоценоз - субъекты образовательно-воспитательного процесса, биотип – образовательные учреждения, а обмен веществ и энергией подразумевает взаимодействие друг с другом во время обмена информацией.
Центром экосистемы является ребенок. Обучение и воспитание ребенка в экосистеме происходит не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в организациях дополнительного образования, в библиотеке, музыкальной школе, дома. Таким образом, понятие «экосистема дошкольного образования» включает в себя комплекс педагогических подходов, педагогических технологий, отражающихся в единстве и сообразности использования, направленных на формирование всесторонне и гармонически развитой личности ребенка, активной, способной действовать самостоятельно.
Чтобы достижение результатов было максимально эффективным, необходимо создание новых возможностей для развития дошкольников. Для этого необходима разработка новых практик, новых методик, отвечающих запросам современного общества, современным информационным технологиям при условии обязательного сотрудничества педагогов с родителями и общественностью, заинтересованной в качественном обучении и воспитании подрастающего поколения.
Следует предположить, что о предпосылках развития «экосистемы дошкольного образования» говорит внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разработчиками ФГОС ДО учтены веяния современного общества, которые нашли отражение в федеральном документе. Опираясь на данный документ и то, что экосистема не может функционировать, если отсутствует хотя бы один ее компонент, можно сделать вывод, что немаловажную роль в развитии детей дошкольного возраста играет развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения. К ней предъявляются особые требования: доступная, безопасная, содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная. Наполняемость развивающей среды должна обеспечивать концептуальную целостность образовательного процесса и оснащена экологически чистым оборудованием.
Развивающая предметно-пространственная среда, как часть экосистемы, не должна оставаться в пределах только одной группы, а должна касаться всего пространство детского сада. Если в создание развивающей среды включать детей, то это обеспечит формирование и развитие их самостоятельности, креативного мышления, активности. Составляющей для формирования экологического сознания является и вторичное использование материалов. В этот момент дети получают навыки безотходного использования материалов.
Для того, чтобы экологическое образование детей дошкольного возраста вышло на новую ступень, необходимо на территории и в самом детском образовательном учреждении расширить и углубить развивающую предметно-пространственную среду. Например, в ДО организовать музеи книги, выставки камней и интересных находок; на территории создать экологическую тропу, летний театр, поляну сказок, мини-огороды.
Обучение и воспитание детей при таких условиях будет направлено на получение, формирование элементарных экологических представлений, знаний, которые будут являться исходным пунктом правильного, осознанного отношения дошкольников к окружающей природе, развития познавательных способностей.
Кроме научных знаний об окружающем мире, экологическое воспитание должно быть окрашено эстетически, что будет способствовать формированию эстетического восприятия природы, окружающего мира. Формирование экологической культуры, ее основ, может проходить в виде различных форм: целевых экскурсий, ухода за растениями, в специально организованных ситуациях, экологических праздниках, наблюдениях и т. д. Главная цель – развить в детях умение воспринимать и ценить прекрасное, понимать значимость окружающего мира, бережно относиться к окружающим растениям, животным, людям. В этом поможет грамотно выстроенная экосистема дошкольного образования.