татьяна бажукова
Презентация «Сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования
Слайд 2
Говоря о возрастной периодизации, советский психолог Даниил Борисович Эльконин отмечал, что «дошкольный и младший школьный возраст – одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Очень важно не разрушить эту эпоху и плавно перевести ребёнка на новую ступеньку развития.
Публикация «Презентация „Сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
ФГОС ДО, появившейся в жизни дошкольного образования, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность.
Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
Отсутствие описания в Стандартах механизмов и подходов к обеспечению принципа преемственности уровней образования не позволяет увидеть конкретные направления его реализации. Сегодня мы попытаемся найти точки соприкосновения в этих документах. Оба Стандарта утверждены приказами Министерства образования и науки.
Слайд 3-4 Преемственность целей и задач Стандартов.
Стандарты определяют круг задач, которые необходимо решить за 4 года в начальной школе и за 5 (6) лет в дошкольной образовательной организации. Каждая задача отражает специфику образовательной деятельности, но есть ряд задач преемственных друг другу. (по слайду)
Слайд 5 Требования к программе. (по слайду)
Слайд 6-7 Преемственность результатов освоения Программы.
Преемственность результатов ДО и НОО заложена в плавном переходе от целевых ориентиров к универсальным учебным действия. От того, на каком уровне будут сформированы целевые ориентиры в дошкольном возрасте, зависит успешность овладения универсальными учебными действиями в начальной школе. Особенность дошкольного образования заключается в том, что на современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед будущим первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры и предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, поэтому в портрете выпускника детского сада отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.
Данные качества представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Проведё м параллели: (по слайду).
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в проекте ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО.
Слайд 8 Преемственность образовательных областей.
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Преемственность можно проследить и в сравнительном анализе содержательных областей образовательных программ. (по слайду)
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу….
Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает
• приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
• способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Слайд 9 Организация инклюзивного образования (по слайду)
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 3 и ст. 5 «Право ребенка на получение образования»
Стандарты учитывают образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание образовательной деятельности осуществляется по адаптированным образовательным программам, которые разрабатываются в соответствии с нозологией.
Слайд 10
В стандартах ДО и НОО имеются и некоторые отличия (по слайду)
Подводя итог сравнительному анализу ФГОС ДО и ФГОС НОО, можно сказать, что эти документы тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных организаций с примерными основными образовательными программами начального общего образования, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребёнка на этапах дошкольного и школьного детства.
Такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, два уровня образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в детском саду.