Анна Егорова
Детский сад как экосистема
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы можем говорить о том, что на современного ребенка и возможности его развития оказывают влияние множество факторов. Среди них огромные массивы информации, которую необходимо не только сортировать, но и осознавать еще только взрослеющему человеку. Внедрение новейших федеральных стандартов образования дает возможность говорить о том, что назревает необходимость создания экосистемы образования и воспитательного процесса.
Разработчики современных образовательных стандартов учитывают вызовы современности, именно это было отражено в содержании документов, определяющих разнообразные аспекты экосистемы образования.
Публикация «Детский сад как экосистема» размещена в разделах
Именно эти аспекты отражаются в концепции дошкольного учреждения, например, детского сада, как экосистемы. В ее основе лежит мнение о том, что наиболее важным элементом образовательного и воспитательного процесса в ДОУ является окружающая среда, в которую помимо природных ресурсов входят особенности взаимодействия между людьми, а также созданные человеком информационные системы, научные разработки и решения.
Согласно экологическим представлениям сама по себе экосистема характеризуется как единый природный комплекс, биологическая система, которая включает в себя сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотоп, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. В любой экосистеме живые организмы взаимодействуют с любым другим объектом в их совместной окружающей среде.
Согласно этому положению воспитательная экосистема дошкольного образования может быть отнесена к единой среде, где все субъекты воспитательного процесса непосредственно взаимодействуют друг с другом.
Возможно, провести параллель с понятием биоценоза, а также с инновационными продуктами, технологиями, методиками обучения и воспитания, другими элементами образовательной экосистемы, которые определяют условия — биотоп. При этом вместо обмена энергией между компонентами природной экосистемы в образовательной экосистеме подразумевается обмен информацией.
Такая организация воспитательного процесса в дошкольном учреждении предоставляет все возможности для сотрудничества между воспитанниками, педагогами и их родителями, этот факт является существенной воспитательной парадигмой за счет экономного и рационального применения комплекса разных ресурсов.
В центре экосистемы дошкольного образования всегда находится воспитанник. На создание эффективного усвоения им всех необходимых навыков, умений, компетенций, достижения отдельных личностных и предметных результатов должны быть направлены действия всех остальных элементов воспитательной экосистемы дошкольного образования. В такой системе каждый из воспитанников сможет развиваться по-разному согласно индивидуально – психологическим, мотивационным и познавательным особенностям. Стимул получения ребенком хорошего воспитания и образования, практическое использование конкретных умений и навыков будет формироваться за счет экосистемы дошкольного образования.
Во многом такой подход позволяет родителям и ребенку самостоятельно избирать траекторию, по которой он будет развиваться.
Ядром такой системы воспитания становятся наиболее важные базовые ценности, участвующие в формировании мотивации воспитанников и их родителей. Основными ценностями, которые выступают руководящими для воспитательной экосистемы дошкольного образования являются:
1. инициативность и готовность к приобретению новых знаний;
2. способность к информационным и социальным преобразованиям;
3. сотрудничество, взаимная ответственность в деятельности;
4. критичность мышления и креативность;
5. высокая активность, а также способность к социальному взаимодействию;
5. высокий уровень информационной осведомленности.
Теоретической базой для подобной деятельности в этом случае является педагогика партнерства, сотрудничества. Воспитанники дошкольного учреждения вступают во взаимодействие и партнерские отношения с другими учащимися, с педагогами в рамках индивидуализированного воспитательного процесса. Он базируется на совместных ожиданиях, которые реализуются в процессе разрешения множества задач. Содержание воспитания имеет характер направленности на практическую деятельность, которая реализуется в смоделированной или конкретной социальной ситуации.
Такой социо-культурный подход предполагает:
- воспитанник полноправный участник воспитательного процесса. Каждый ребенок двигается по самостоятельно выбранной образовательной траектории. Воспитание происходит путем взаимодействия учащихся друг с другом и с соответствующей средой, а также с педагогом.
- формируются когнитивные, личностные и другие компетенции, отвечающие индивидуальным запросам личности ребенка.
В рамках разработки концепции воспитательной и образовательной экосистемы необходимо создать такую структуру, которая будет актуальной для человека в течение всей его жизни.
Современное дошкольное учреждение должно быть эффективным, что предполагает долгосрочность достижений воспитанников и педагогов, а также сохранение статуса образовательного учреждения на уровне соответствующем современным стандартам.
Очень важно сохранять, воспроизводить и преумножать успешность всего сообщества детского сада.
Для этого существует необходимость перевода внимания с личности отдельного педагога, то есть персоны на весь коллектив. Реализовать это можно в том случае, если придерживаться в работе таких руководящих начал:
- поддержание инициативы в деятельности;
- четкость в реализации конструктивных идей;
- установка на то, чтобы значимые результаты не только были достигнуты, но и закреплены в рамках деятельности педагога ДОУ.
Очень важно вывести в качестве приоритетов командные формы работы, совместную деятельность педагога, но в тоже время сохранить автономность творчества. Помимо этого необходимо создать все условия для максимальной автоматизации работы педагога ДОУ.
Невозможно говорить об эффективности экосистемы в рамках дошкольного образования без учета индивидуальных возможностей воспитанников. В данном случае дошкольное учреждение в качестве экосистемы должно создавать совершенно новые условия для получения воспитания и образования ребенком – сформировать у ребенка потребность в непрерывном самообразовании, а также в самовоспитании.
Для того, чтобы экосистема дошкольного образования действовала максимально эффективно необходимо учесть определенные особенности жизни и деятельности подрастающего поколения – огромные потоки, в том числе и негативной информации, которые получают дети из разных источников, гиперактивность, немотивированная агрессия, часто эмоциональная запущенность.
В связи с этим, построение экосистемы дошкольного образования на сегодняшний день является актуальным вопросом, так как именно с ее помощью существует реальная возможность изменить всю систему образования, а значит, сделать мир современного ребенка иным, направленным в будущее.
Литература
1. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. — 2016.— №3. — С. 50-61.
2. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции «Экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования.
3. https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-ekosistema-obucheniya-i-napravleniyah-razvitiya-informatizatsii-obrazovaniya.