Светлана Апажихова
Эколого-туристическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей
Сохраним родную природу
«Если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны хранить основу нашего существования – природу Земли.
Помнить об этом – наш величайший долг. Помнить и включаться в работу по охране природы.
Помнить, что в этой работе нет малозначительного, маловажного. Ибо эта работа сохраняет жизнь на планете, породившей, взрастившей и питающей человечество. Эта работа - во имя человечества и человечности.»
М. Лаптев
Публикация «Эколого-туристическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОУ.
На территории произрастаю! растения леса, сада, огорода, цветника.
Наш уютный дом любят не только дети и их родители, но и птицы. Все очень бережно относятся к этой природе, которая нас окружает. Растительность отвечает (нам посильным ростом и цветением. В этом году наши выпускники посадят аллею выпускников. Дети с интересом помогают ухаживать за растениями, рассказывают о труде дома.
Процесс эковоспитания в дошкольном возрасте светлой проходит через все режимные моменты, начиная с приема детей на участке - это и беседа о погоде и соответственно, как одет ребенок, что интересного заметили по пути в детский сад или что-то дома из жизни погоды, растений, животных.
Далее наблюдения утренние за клумбой, посадками, солнцем, небом; так же в течение дня. Затем наблюдение и уход за обитателями уголка в групповой экологическом, так же в течение дня, в течение года отмечать погоду.
Эколого-туристические прогулки проводятся после завтрака 2 раза в месяц в течение 3-4 часов. У нас есть три карты, с которыми мы познакомились и по которым ориентируемся: карта территории детского сада, карта районного центра и прилегающей территории и карта нашего района.
Я считаю экологическое воспитание не отдельной частью воспитания, а всесторонне обеспечивает развитие ребенка, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, улучшает речь (диалоги, описание, объяснение, рассказ).
Большой успех и желание к познанию всего окружающего дает мягкое и доброжелательное общение детей и взрослых, понимание состояния детей, их переживание, выразительная речь, частая похвала малышей.
Также проводятся занятия по знакомству детей с неживой природой. Мы учим их определять свойства предметов и называть их - крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и т. д.
Одной из эффективных форм эколого-воспитательной работы с детьми является организация туристических прогулок-походов в целях развития двигательной активности и выносливости, совершенствования навыков ходьбы, бега, развития любознательности, познавательности; приобщения к удивительному миру природы. При организации похода мы намечаем маршрут, определяем его протяженность, место отдыха, составляем план- схему пути, подбираем инвентарь, физические упражнения и игры, которые дети будут выполнять в пути и наконечном пункте. Также учитываем прогноз погоды. Привалы устраиваем на опушке леса, на берегу реки Лаба, на лугу, в зависимости от маршрута похода. И хотя походы - это и трудности, и испытания для ребенка, ведь надо пройти неблизкий путь около часа пешком, нести рюкзак с продуктами, но дети ждут этих походов, как праздника. Пеший поход - не только праздник движения, он имеет еще и важный социальный смысл. От подвижного ребенка требуется много терпения, он должен сам контролировать себя, чтобы, дойдя до цели, остановиться, ждать других. А вялые дети стараются прибавить шаг: им стыдно задерживать других. Во время похода эколог, физический руководитель предупреждают детей об опасности, подают различные сигналы и команды, например: «Осторожно, ручеек! Надо его перепрыгнуть!», «Осторожно, узкая тропинка, идем по одному» и др. Последним идет воспитатель, замыкающий (или родитель, который следит, чтобы никто не отставал. Такие походы учат детей преодолевать трудности, достигать поставленной цели, быть выносливыми, не забывать о тех, кто рядом.
Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от туристических - походов бесспорен, но главное - это приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений педагогов с родителями, родителей с родителями, родителей с детьми, создание взаимопонимания в группе единомышленников.
В совместной деятельности с родителями у детей формируется положительное отношение к природе. Они приучаются соблюдать правила экологической безопасности в содружестве с родителями, развивается навык правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
Таким образом, эколого-оздоровительная работа, проводимая в нашем детском саду, формирует у детей ценностное отношение к своему здоровью, любовь и бережное отношение к природе.
Карта – тропинка студии эколого-туристического воспитания