Ольга Аниброева
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительны мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2016
В. А. Сухомлинский писал, что «труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Понятие трудовое воспитание трактуется разными авторами и разном контексте. Бордовская Н. В., Реан А. А., считаю, что трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».
Определяющая позиция педагога это - помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать желания и потребности ребенка в получении определенных трудовых умений. Желание ребенка все сделать самому, необходимо поддерживать.
Цель, задачи и основные направления работы педагогов по трудовому воспитанию дошкольников представлены в следующих схемах.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста можно разделить на четыре группы: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп.
хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.
труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.
ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
В нашей группе используем следующие формы организации трудовой деятельности детей : (схема)
поручения (отдельным детям, небольшим группам)
дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы, поочерёдное выполнение детьми обязанностей
коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой)
В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.
Поручения.
Поручения – это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.
Дети 2-3 лет – с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Воспитатель привлекает к хозяйственно-бытовому труду, через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребёнка, что то сделать, сразу же при необходимости даёт советы, каким способом лучше выполнить поручение. (Поддержи лейку другой рукой, что бы вода не выливалась т. д.)
В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам игрушки, помыть, раздать доски для занятия лепкой и многое другое.
В старших группах поручения более сложны по:
- содержанию
- выполнению
- по степени ответственности за результат.
Воспитатель даёт общее поручение для 5-6 чел. (Перенести игрушки с участка в помещение или наоборот, или например, 2-3 ребятам можно поручить следить за порядком в уголке книги ит. д.)
Дежурства.
Дежурство – предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурства как форма организации труда детей была впервые исследована З. Н. Борисовой в 1953г. Автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г. Н. Година.
Дежурства бывают:
1) по столовой и занятиям
2) в уголке природы.
3) по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами)
Дежурство по столовой – вводится во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия. Воспитатель помогает привлекать детей в помощь мл. воспитателя, когда она накрывает столы к еде.
Дежурство в уголке живой природы: должно быть организованно так, что бы в течении всего дня дети чувствовали ответственность за уголком природы. У детей в дальнейшем формируется потребность заботиться о природе, ответственность за её сохранность. Так же дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Продолжительность дежурства бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.
Дежурство по подготовке к занятиям - это дежурство требует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при:
- рисовании карандашами
- красками
- при лепке
- конструировании
- аппликации.
Коллективный труд.
Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:
- договариваются о разделении труда
- помогают друг другу (в случае необходимости)
- болеют за качество общей, совместной работы.
Коллективный труд воспитывает :
- чувство локтя
- защищённость
- взаимопонимание
- создаёт положительный эмоциональный настрой, то что А. С. Макаренко называл мажором в коллективе.
Коллективный труд вводиться в старшей и подготовительной группе.
Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети.
Методологической основой и источником информации работы по формированию нравственно-трудовых качеств ребёнка, через ознакомление с трудом взрослых для нас стали:
1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;
2. «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника» автора Л. В. Куцаковой.
Наша работа в детском саду «Сказка» строится на создании предметно развивающей среды, которая способствовала бы ознакомлению воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада. С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях их трудовой деятельности, в каждой группе пополняется книжный уголок, в котором размещены иллюстративный материал, подборки книг, фотоальбомов, книжек-самоделок, созданных детьми и их родителями.
Оборудованные в группах уголок природы, включает в себя необходимый инвентарь по уходу за растениями. Также здесь хранится собранный детьми и родителями природный материал, который необходим нам для совместной продуктивной деятельности по ручному труду. Для работы в летний период на территории детского сада, отведена клуба для совместной трудовой деятельности по посадке и выращивания цветущих растений и уходу за ними.
Зона для сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие, используемые взрослыми в процессе труда. Эта зона важна и необходима, потому что именно в игре, в специально созданных условиях, дошкольники воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Этот опыт в дальнейшем поможет им во взрослой жизни.
В группах отведено место для дидактических игр, среди которых много игр по ознакомлению детей с трудом взрослых (профессиями, орудиями труда (инструментами, трудовыми действиями необходимых для той или иной деятельности. Это «Оденем кукол на прогулку», «Кукла заболела», «Принимайся за обед», «Что изменилось?» и др. Их использование в работе позволяет закрепить знания детей об особенностях труда взрослых разных профессий, об инструментах и оборудовании так необходимых взрослым для осуществления трудовых действий. Кроме этого названные дидактические игры способствуют развитию познавательного интереса воспитанников и формированию их нравственно-трудовых качеств.
Уголок изодеятельности наполнен раскрасками разной тематики: «Инструменты», «Посуда», «Транспорт», «Овощи», «Времена года», трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках. Это способствует углублению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к человеку-труженику.
Оформленный уголок дежурства помогает привлекать ребёнка к выполнению трудовых поручений, имеющих общественную значимость для коллектива, что, в свою очередь, способствует нравственному воспитанию дошкольников.
Уголок театрализованной деятельности, с различными видами театра, помогает дошкольникам выполнить имитационные трудовые действия, проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок, потешек. А сказочные герои, как известно, постоянно выполняют определенные трудовые действия, так как их создавал трудовой народ.
Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и способствует созидательной трудовой деятельности воспитанников.
В работе с воспитанниками в подготовительной группе я и моя коллега используем разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:
Наглядные (живые образы, к которым относятся:
• экскурсии по участкам
• наблюдения
• дидактические пособия
• рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
• просмотр видеозаписей
Словесные, которые включают:
художественное слово
рассказ воспитателя
беседы
проблемные ситуации
высказывания и сообщения
Практические – это:
трудовые поручения
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
игровые обучающие ситуации
сюжетно-ролевые игры
Игровые, к которым относятся:
дидактические игры
игровые упражнения
игры с правилами
словесные игры
игры-воображения
игры-шутки
сюжетно-ролевые игры
Большое внимание уделяем наблюдениям за трудом сотрудников детского сада. Беседуем с детьми данной возрастной группы о том: «Как трудятся наши мамы и папы», «О труде людей транспортных профессий» и др. Здесь особое внимание уделяется рассказам детей о труде своих родителей.
Расширяется в детском саду продуктивная творческая деятельность дошкольников, теперь вместе с детьми и при участии родителей занимаемся изготовлением поделок из собранного природного материала, рисованием некоторых сюжетных ситуаций как коллективных, так и индивидуальных. Эта работа нравится и детям, и родителям, потому что поделки, рисунки – это результат развития нравственных и трудовых качеств.
Невозможно нашу работу представить без помощи родителей, т. к. только в семье есть благоприятные предпосылки по формированию у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ощутимость результатов этого труда, систематическое участие в этом труде совместно с взрослым. Ведь труд вместе с родителями доставляет ребёнку радость. Для взаимодействия с родителями детский садик использует разнообразные формы:
1) консультации
2) папки – передвижки
3) родительские собрания
4) фотосессии
5) домашние задания
6) развлечения
7) «День открытых дверей»
8) Выставки поделок.
9) Памятки.
Важно добавить то, что родители принимают участие в постройке ледового городка, уборке участка от листьев, посадке и выращивания в клумбе цветущих растений и уходу за ними, а так же в ремонте и покраске группы.
Свою работу с воспитанниками я строю исходя из интересов детей, с учётом индивидуальных особенностей и уровня развития ребёнка.
В дальнейшем я наметила для себя следующие перспективы:
• Продолжить работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых;
• Создание благоприятной атмосферы проявления личности каждого ребёнка и для её становления, ярче раскрывать склонности, умения, стремления и активности каждого ребёнка;
• Ознакомление детей с трудом русского народа в старину (кузнец, пахарь, ткачиха, рукодельница, и др.)