Елена Александровна Пичугина
Экономическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пичугина Е. А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 13»
города Ульяновска
Всестороннее воспитание должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям — первому звену в системе образования.
На дошкольные учреждения совместно с семьёй возлагается забота о будущих гражданах нашей страны.
Публикация «Экономическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на современные подходы к воспитанию и образованию молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, целевые установки, многие личностные качества, на которые ориентировались и взрослые, и дети.
Мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит учиться. Другими словами, современные дети начинают жить в новых экономических условиях, им предстоит овладеть новыми экономическими профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и личностных качеств.
Концепция непрерывного экономического образования детей и молодёжи, заявленная РАО, совершенно оправдано включает в единую систему и дошкольный возраст, справедливо считая экономическое воспитание необходимым и актуальным с детских лет. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Именно поэтому она составила основу содержания программы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.
В условиях общественного дошкольного воспитания, в детском саду дети тоже «покупают», «продают» и «расплачиваются» за покупки «деньгами», однако всё это происходит в играх, в условной ситуации, порой не очень похожей на то, что происходит в жизни взрослых людей.
В условиях современного «коммерческого» образа жизни окружающая предметная среда, уклад экономических отношений между людьми, к сожалению, могут рассматриваться как «анти образец» в формировании экономического образа мышления, в становлении ценностей и ориентаций молодого поколения. «Зона ближайшего развития» зачастую выступает скорее как «зона регресса».
В связи с этим, необходимы новые психолого-педагогические подходы и рекомендации к экономическому воспитанию дошкольников.
Деятельный подход — основной принцип реализации задач экономического воспитания. В зависимости от содержания заданий ведущим является определённый вид детской деятельности, например, усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать); успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых («Магазин игрушек», «Ярмарка», «Семья». Особо отметить нужно игры экономического содержания : «Играем в рекламу», «Супермаркет» и другие.
Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной, в ходе которых действуют с необходимыми материалами.
Неоценимую помощь воспитателю в работе по раннему приобщению детей к экономике окажут специальная подборка художественной литературы, картины, иллюстрации, разработка разнообразных ситуаций выбора «Как бы ты поступил?».
Относительно новым для традиционного дошкольного образования является знакомство детей с рекламой и бизнесом (деньгами, это вызывает у детей огромный интерес. Воспитатель подбирает рекламные ролики, записи телерекламы, печатную продукцию, которые публикуют газеты и журналы. На этом материале детей не сложно подвести к пониманию рекламы как социального явления определённого назначения, познакомить с профессиями, которые нужны в создании рекламы, её распространении.
Воспитатели и родители должны осознавать, что экономика — это сама жизнь, которой надо постоянно учиться.
Экономическое воспитание и образование дошкольника на современном этапе является составляющей их этического и трудового воспитания.
Экономическая культура часть общей человеческой культуры, которая влияет на экономическую политику в государстве, эффективность труда в обществе, на благосостояние каждой семьи.
Литература
1. Бедерханов В. С. Совместная проектная деятельность как средство развития детей и взрослых // Ребёнок в детском саду. - 2000. -№ 1.
2. Курак Е. А., Михирёва Л. А., Орешина А. Н., Подгорнова А. Н., Позднышева Л. В. Экономическое воспитание дошкольников : Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е. А. Курвкова. -М. : ТЦ СФЕРА, 2009. - 80 с.
3. Шатова А. Д. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений. В сборнике «Актуальные прблемы воспитания и обучения дошкольников». г. Шадринск. - Исеть. ПО. -2003.
4. Шаховская Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2006. № 2.