Светлана Леканова
Эколого-развивающая среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение Эколого-развивающей среды и пространства, данное С. Н. Николаевой
Эколого-развивающая среда
Публикация «Эколого-развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
Эколого-развивающие пространства
• это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
• познавательному развитию ребенка;
• эколого-эстетическому развитию;
• оздоровлению ребенка;
• формированию нравственных качеств;
• формированию экологически грамотного поведения;
• экологизации различных видов детской деятельности.
Принципы лежащие в основе построения и эколого-развивающей среды :
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости - закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Рассмотрим один из принципов:
Принцип открытости – закрытости
Открытость Природе. Единство человека и природы – такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат», «зимних садов» – маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями – деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных – кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Все это помогает приобщиться ребенку к прекрасному миру природы. Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки.
Открытость Культуре – элементы культуры – живопись, литература, музыка – носят не только оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса,.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами.
Таким образом, эколого-развивающая среда – это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Детский сад является первым шагом на пути экологического образования детей, поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Ознакомление дошкольников с природой - это способ формирования в их сознании объективных представлений об окружающей среде, основанных на чувственном опыте. Одним из способов решения задач экологического воспитания является организация развивающей предметной среды.
Эколого-развивающая среда в нашем саду включает в себя следующие компоненты:
1. уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные);
2. мини лаборатория (материалы для детского экспериментирования, природный материал);
3. библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы и аудиоматериалы);
4. оформленные каждой группой игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр,
5. огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры);
В холодное время года кроме постоянных растений в уголке природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, которые мы с детьми выращиваем в ящиках. Родители собрали нам большую коллекцию природного материала для ручного труда, мы сделали гербарии с образцами растений и плодов из нашей местности. А еще принесли много семян, которые мы использовали в посадке на огороде.
Ведь огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях как живых организмах, об условия хнеобходимых для роста и развития, способен развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Для организации огорода вместе с родителями расчищали территорию, украшали ее.
В группе выращивали рассаду, а затем высаживали на грядках. Теперь у нас на огороде растут помидоры, кабачок, фасоль, укроп и петрушка.
Каждый день детьми поливаем грядки, убираем сорняки. Дети с удовольствие отмечают, что их посадки становятся с каждым днем все гуще и зеленее. Коллективный труд на огороде сплачивает детей приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, и уже к середине лета, надеюсь, малыши смогут увидеть плоды своего труда.
Один из важнейших компонентов созданной экологической развивающей среды на территории ДОУ – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Создавая экологическую тропу, мы детально обследовали территорию, выделили наиболее интересные объекты. Составили картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов. Для повышения интереса детей к занятиям по экологической тропе была выбрана «Хозяйка тропинки» – Сорока-Белобока, которая сидит на каждой остановке экологической тропы и периодически «оживает» и посылает детям письма, задания, участвует в викторинах и конкурсах. Изготовили таблички с рисунками видовых точек и составили рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми. Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе используем разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия – наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Поэтому экологическая тропа у нас служит средством нравственного, эстетического, трудового воспитания и с ее помощью грамотно используется весь земельный участок детского сада в экологическом образовании детей.