Ольга Квичастая
Педагогический проект «Мы любим природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста.
Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире.
Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Публикация «Педагогический проект „Мы любим природу“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Актуальность:
Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемо, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника. И для этого нужно знакомить детей с объектами живой и неживой природы, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.
Цель проекта:
Сформировать у детей представления о природных богатствах, их пользе, значимости для человека.
Задачи:
• Познакомить детей с объектами живой и неживой природы, учить узнавать, различать и называть их.
• Развивать наблюдательность, интерес к объектам природы.
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её красоту.
Ожидаемый результат:
• Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.
• Развить познавательные способности детей.
• Воспитать у детей бережное отношение к природе.
• Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.
• Заинтересованность 80 % детей совместно с родителями в заботе о родной природе, желание беречь и любить природу.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Срок:
краткосрочный (Май-июль).
Тип проекта:
Информационно - практико - ориентированный.
Участники:
Дети и родители;
Воспитатели.
Этапы реализации проекта:
I этап- подготовительный
Анкетирование родителей по проблеме;
Обсуждение цели и задач с детьми и родителями;
Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап- основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о природе;
Создание энциклопедии «Природа нашего края»;
Беседы с детьми по содержанию энциклопедии
Изготовление листовок, плакатов «Берегите природу»;
Творческая деятельность воспитанников на тему «Природа глазами детей»;
Выставка детских работ;
Наблюдение за объектами живой и неживой природы;
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;
Тематические выставки.
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта: оформление выставки детских творческих работ и призывных плакатов;
Презентация проекта (представление опыта работы в виде презентации на конкурс «Берегите нашу «Зеленную планету»).
Содержание проекта:
1."В гостях у старичка Лесовичка".
Цель: Знакомство с разновидностями растительного мира, с наукой - ботаникой. Выяснить, что помогает старичку - Лесовичку лучше узнать растительный мир.
2. "Микроскоп с волшебным глазом". "Экскурсия" в лабораторию. Цель: Знакомство с оборудованием лаборатории; микроскопом и его работой. Рассматривание под микроскопом (в разрезе) листа лука.
3."Капелька ты помощница растению". Цель: Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы.
4."Солнце, воздух и вода. ". Цель: Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро".
5. "Семена как загадка". Цель: Познакомить детей со строением семян. Выяснить, как семена переносятся с одного места на другое, кто помогает семенам передвигаться.
6. "Фасоль, открой свой секрет". Цель: Дать детям понятие о том, как начинается новая жизнь растений, откуда появляется листочек? Опыт "Волшебный сундучок фасоли".
7. "Растения у нас дома". Цель: Познакомить детей с комнатными растениями и их разновидностями. Объяснить, почему комнатные растения не могут расти на клумбе.
8. Игра "Счастливый случай". Цель: Закрепить правила ухода за комнатными растениями в форме игры "Счастливый случай".
9. "Овощи". Цель: Рассказать детям, откуда в Россию приехали овощи. Рассказать о разновидностях картофеля.
10. "Сеньор-помидор" и его собратья. Цель: Познакомить детей с семьей томатов.
11. "Таблетки на грядке". Цель: Познакомить детей с лекарственными травами и ягодами. Фитоогород. Знакомство с рецептами лечебного чая.
12."Цветы в радость". Цель: Экскурсия в теплицу. Знакомство и наблюдение за работой садовода-оформителя. Дизайнер - кто он такой?
13. "Зеленое чудо". Цель: Знакомство детей с цветочными часами и растениями синоптиками. Знакомство с растениями, по которым можно определить время суток и предсказывающие погоду.
14. Дидактическая игра ". Цель: Необыкновенные путешествия по временам года - Круглый год". Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, изменениям, происходящим в живой природе. Познакомить с понятием - "Круглый год".
15. "Необходимость влаги для роста растений". Цель: Дать детям понятие о необходимости влаги для роста растений на примере опыта с сухими и пророщенными семенами фасоли, луковицами в сухой банке и в банке с водой.
16. "Почему листья зеленые?". Цель: Провести опыт. Выработать умение самостоятельно работать с микроскопом, находить клетки и ее части, уметь сравнивать увиденное и зарисовывать.
17. "Путешествие в страну "Игралочка". Цель: Закрепить знания детей об овощах, фруктах, комнатных растениях и способах ухода за ними в игровой форме.
18. "Люблю тебя, родное Поволжье". Цель: Познакомить детей с растительностью Поволжья, с красотой и богатством родного края.
19. "Красная книга". Цель: Познакомить детей с "Красной книгой". Знакомство с растениями, внесенными в нее. "Красная книга" Поволжья.
20. «Кто живет в лесу». Цель: Продолжать знакомить детей с дикими животными обитающих в лесах Поволжья.
Методическое обеспечение программы
1. формы проведения занятий:
Контрольно-диагностическая: - беседа; художественное слово.
Познавательно – досуговая деятельность: - экскурсии; дидактические игры; развлечения.
Нетрадиционные формы: - фитотерапия; дегустация; аромотерапия.
Субъективная и научно: - исследовательская деятельность; опыты.
2. методы и приемы обучения:
1. Наглядный:
- наглядно - зрительные
- наглядно - слуховые
- предметная наглядность
2. Информационно:
- рецептивный
- совместная деятельность педагога и ребенка
3. Практический, исследовательский:
- опыты
- труд в природе
4. Словесный:
- беседа
- рассказ
- художественное слово
3. материал:
1. Картины:
- Времена года
- Сезонные изменения в природе
- Живая природа
- Труд людей в природе
2. Плакаты:
- лекарственные травы
- ягоды
- овощи и фрукты
3. Дидактический материал к играм :
- овощи и муляжи овощей
- ягоды
- комнатные растения
- семена
4. Дидактический материал для проведения опытов :
- микроскоп
- лупа
- вода
- цветные карандаши
- бумага
- вата
- колбы
- мензурки
- краситель
- стакан
5. Лекарственные растения:
- душица
- мята
- лимонник
- шиповник
6. Технические средства:
- мультимедийное пособие "Времена года"
Форма контроля за усвоением учебного материала:
Форма проведения: Итоговое занятие в конце изучения курса (май)
Задачи:
1. Знать разновидности растительного мира
2. Знать, как и чем питается растение.
3. Знать, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений.
4. Знать строение семян.
5. Знать правила ухода за комнатными растениями.
6. Знать некоторые лекарственные травы и ягоды.
7. Знать, для чего нужен микроскоп и уметь с ним работать.
8. Знать правила поведения в природе.
9. Знать некоторые растения, внесенные в "Красную Книгу" Поволжья.