Ирина Рыбина
Экологический проект «Берегите природу»
▼ Скачать
Проект :
«Берегите природу»
Воспитатель: Рыбина И. Г.
Все хорошее в людях из - детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Н. Луконин.
Обоснование актуальности проекта :
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Публикация «Экологический проект „Берегите природу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Проблемное поле проекта :
1. Низкий уровень знаний у детей о природе.
2. Недопонимание детьми взаимосвязи живой и неживой природы.
3. Отсутствие у детей активно-действенного отношения к природе.
4. Возрастает необходимость накопления опыта в природоохранной деятельности со среднего возраста.
5. Недостаточность примера взрослых, а то и отсутствие его.
Идея проекта :
Формирование активно-действенного отношения к природе, личной ответственности за состояние окружающей среды со среднего возраста.
Цель проекта :
Гуманно - ценностные отношения к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи проекта :
- создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
- формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
- развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации проекта : один год.
Участники проекта : сотрудники ДОУ, дети средней группы и их родители.
Этапы реализации проекта :
1 этап - аналитический (май – август). Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап - организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (август - сентябрь). Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап - практическая деятельность (учебный год). Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап - итоговый, диагностический (май). Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Ожидаемые результаты проекта :
• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
• совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
• у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
• ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
• будут проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
• дети будут пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
• у ребят будет формироваться стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи.
• у детей будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет попытка оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;
• в результате будет создана развивающая среда для организации экологических мероприятий;
• разработаны мероприятия по охране и улучшению природной среды;
• созданы условия для практической и исследовательской деятельности;
организованы экскурсии, походы;
• привлечены к совместной работе родители, педагоги, люди, связанные с природоохранной деятельностью;
Формы работы по реализации проекта :
- наблюдения и экологические экскурсии;
- познавательное чтение;
- конкурс загадок о природе;
- экологические беседы :
1. Мы - друзья природы.
2. Жалеть надо уметь.
3. Удивительное рядом.
4. Наш друг - лес.
5. Звери и птицы зимой.
6. Зелёная аптека.
7. Где живут наши меньшие братья.
8. Как мы помогаем природе?
9. О тех, кого мы не любим.
10. О культуре поведения в природе.
11. Природа - наш дом.
12. Учитесь доброте.
13. Птицы - наши друзья;
- “уроки доброты”;
- конкурсы и викторины;
- продуктивная деятельность, защита плакатов;
- лаборатория (опыты и эксперименты) :
1. Можно ли вырастить витамины на окне.
2. «Птичья столовая». Какая кормушка пользуется успехом.
3. Какой снег быстрее тает.
4. Можно ли дать жизнь срезанной веточке?
5. Волшебница-вода.
6. Растворяемые и не растворяемые вещества.
7. Исследование свойств воды, воздуха, почвы.
8. Тонущие и плавающие объекты. Промокающие и не промокающие материалы.
- инсценировки и театрализации;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- эколого познавательные праздники и развлечения:
«Золотая осень»
«Мы рады Зимушке-зиме»
«Лето звонкое запело»
«Просыпается природа»
Праздник птиц
Праздник цветов.
- природоохранительные и практические мероприятия:
1. Защита природной среды (борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установление табличек, в местах распространения охраняемых растений, сбор семян, их сушка).
3. Улучшение природной среды (посадка растений, Операция «Мой двор - моя забота» - озеленение территории МБДОУ, близ лежащей территории; оформление клумб, уход за комнатными растениями).
4. Сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через этапы:
Экологическая тревога
Экологические знаки
Экологическая газета
Экологическая тропа
Основные направления деятельности