софья токарева
Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Цель экологического воспитания :
• Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
Публикация «Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;
• Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения и ведет к нарушению экологического равновесия. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно,потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально,как нечто живое.
Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности прорыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.
Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Метод наблюдения
обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними.
Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности
Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. При наблюдениях, детям необходимо предоставлять свободу выбора, не ограничивая выполнением конкретных заданий. В процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали об увиденном. К любым наблюдениям ребят необходимо относиться серьезно, хвалить их как можно чаще за то что увидели какое - либо изменение в природе.
Прогулки имеют большое воспитательное значение, они обеспечивают непосредственное
общение детей с природой, активную деятельность. На прогулке есть возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и
взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных
явлениях, о труде человека.
Игры со снегом, с песком, с предметами и игрушками на прогулке помогают обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, побуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Работа в природе (уборка сухих листьев, веточек, очистка участка от снега, труд в уголке природы)рассматривается как один и основных методов ознакомления дошкольников с природой. В процессе работы дети получают представления о многообразии окружающего мира. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
Таким образом, в первой младшей группе детского сада дети учатся:определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями.
Постоянное участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому,способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. В процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он открывает много неожиданного, нового. Оказывается, дерево может быть разным в разную погоду, в разное время года на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).
При знакомстве детей с зимующими и перелетными птицами узнали их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняли, чем питаются. Узнали, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают прокормиться). Разные птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это зимующие птицы.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в нее работу с семьей. Для родителей оформляются различные стенды с информацией о воспитании экологической культуры детей, проводятся родительские собрания. Родители приняли активное участие в акции «Как мы птицам зимой помогаем», вместе с детьми они строили кормушки, кормили птиц, наблюдали за тем, какие птицы прилетали к кормушкам, делали фотографии. Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями о проделанной работе с родителями. В детском саду так же с ребятами повесили кормушку, подкармливаем птиц крошками хлеба, семенами различных растений, проводим ежедневные наблюдения.
Успех экологического воспитания детей 2-3 лет обеспечивается пониманием психофизиологических особенностей. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей младшего возраста при помощи дидактических игр с игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем.
В результате применения разнообразных игр дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения —интересным. Поэтому широко используются разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные.
В процессе дидактических игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах
и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают
умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания,
образу жизни.
Играя в игру «Угостим зверей» малыши закрепляют знание о любимых лакомствах
животных, а в игре «Поставь возле…» –закрепляют названия домашних птиц, характерные
особенности их внешнего вида, звукоподражания.
Сюжетно-ролевые игры помогают понять детям логику простых жизненных
ситуаций. В игре «Мишка-шалунишка» дети пытаются уложить медведя в кровать и узнают о том, что медведь спит в берлоге, а в игре «Петушок заболел» выясняют причины болезни и узнают как вылечить петушка.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной,занимательной форме, помогает малышам увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту,
ответственное отношение к окружающему миру.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. - М. : Москва – Синтез, 2006.
2. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М. : Мозаика - Синтез, 2008.
3. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
4. Николаева, С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М., 1993.
5. Дошкольное воспитание. – 1998 – № 7 – С. 45-49.
6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации [Текст] / О. А. Соломенникова. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 – 77с.