Людмила Тайбичакова
Анализ работы по экологическому воспитанию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание в детском саду»
Тайбичакова Л. В. МБОУ «Парбигская СОШ» дошкольная группа.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Анализ работы по экологическому воспитанию в детском саду» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все мы живём на земле. И хотим, чтоб у нас был чистый воздух, вода и земля. Чтобы цвели цветы, пели птицы, всё было хорошо.
Одним из разделов дошкольного воспитания является система экологического воспитания в детском саду. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Дети способны удивляться тому, что их окружает, задают массу вопросов о растениях, животных. Они воспринимают животных как равных, сочувствуют им, сопереживают с ними.
Бережное отношение к природе воспитывается с самого раннего возраста. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
Я хотела бы рассказать о работе,которая ведётся в детском саду по экологическому воспитанию. Одной из задач нашей работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Любое время года прекрасно и содержит таинство закономерных проявлений жизни :нежное весеннее пробуждение и прекрасное осеннее увядание, зимняя дремота под снегом и буйное поспевание плодов в пышной летней зелени. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. Ребята любят играть под деревьями, они укрывают их от дождя, защищают от палящего солнца.
В летнее время во время прогулок любуемся кружевной зеленью листочков, обращаем внимание на их нежность, восхищаемся распустившимися цветами, их яркими красками. Чтобы научить детей видеть красоту окружающей природы, важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а так же правильно организовать труд детей. В любое время проводим наблюдения за изменениями в природе, ежедневно осматриваем растения на участке: появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё красивее и наряднее. Обращаем внимание детей на окраску и форму листьев, учим определять по этим признакам, с какого дерева они упали. Предлагаем побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Наблюдаем, как стаи перелётных птиц- уток, гусей- улетают на юг,в тёплые края. Словарь детей пополняется, они запоминают названия птиц, растений.
Рассматриваем, как празднично и красиво выглядят в осеннем наряде наши берёзки, говорим о них как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу, они умеют защитить себя и в осеннее ненастье и в зимнюю стужу. Дети отмечают, что веточки у них гибкие, свисают вниз, на деревьях много листьев.
Предлагаем детям обойти весь участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. По ответам делаем выводы, что ребята стали наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы.
Много радости и новых впечатлений приносит детям зима! Они внимательно и бережно рассматривают снежинки, форму и их узоры. Рассматриваем деревья покрытые инеем.
Ежегодно, зимой мы наблюдаем за птицами, проводим акцию «Покормите птиц зимой», изготавливаем кормушки, собираем корм, устраиваем конкурсы на лучший детский рассказ о птицах, выпускаем стенные газеты. Дети с большим удовольствием подкармливают прилетающих птиц: воробьёв, сорок, синиц. Объясняем детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им пережить суровое зимнее время.
Весной в саду проводятся весенние работы : окапываем кустарники, обрезаем ветки, сажаем цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья. За всеми этапами выращивания и посадки растений педагоги наблюдают с детьми, привлекая их к определённым видам работ. Ухаживаем за посадками мы вместе в конце лета- начале осени собираем семена.
На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность. Мы организовываем уборку и очистку от листьев на участке где проходят прогулки. Такие мероприятия имеют большое воспитательное значение.
Бережное отношение к окружающему миру у детей формируется постепенно. Поэтому не надо ждать, что он сразу станет активным «борцом» за экологию и права животных. Наше постоянство и личный пример со временем обязательно сформируют у детей чёткое понимание того, что только ответственное отношение к природе и живым существам поможет сохранить их в будущем.