Светлана Крылова
Воспитание миротворчества в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Миротворчество - творение Мира - внесение Мира в жизнь и прежде всего в души людей. Кто способен на это? Конечно, только тот, кто имеет Мир в себе и с Миром идет в жизнь.
Стать юным миротворцем почетно. Кто может знать, когда ребенок, подросток уже готов к этому? Весь строй жизни должен быть преобразован в ключе мира и добра. Для этого должен быть преобразован весь уклад жизни. Семья, детский сад, школа должны настроиться и сосредоточиться на этом.
Публикация «Воспитание миротворчества в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Решая проблему воспитания миротворчества у старших дошкольников в детском саду, мы разработали программу «Азы миротворчества», так как внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс детского сада считаем необходимым и своевременным. Ведь известно, что личность человека формируется до семи лет и в наше время общество требует воспитывать социализированного ребенка: самостоятельного, владеющего правилами взаимодействия и моралью общества в котором он живет.
Миротворческое воспитание – это процесс целенаправленного обучения и воспитания, целью которого является формирование толерантной, миролюбивой личности, обладающей знаниями о других культурах и народах, умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами и навыками ненасильственного, конструктивного общения.
Дети легко распознают, где настоящее, а где фальшивка. Они чувствуют искренность и отличают формализм. Поэтому, если детский сад становится на путь миротворчества, воспитания детей в духе Мира и Культуры, руководство должно сделать так, чтобы все сотрудники образовательного учреждения - от технических работников до заведующего - прониклись общей идеей, целями и задачами. Этим настроем буквально должен быть пропитан воздух ДОО.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются и русские, и украинцы, и мордва, и чуваши, и татары, и казахи, и таджики, и армяне, и грузины. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Проведя теоретическое исследование по данной теме стало очевидным недостаточность практических разработок миротворческого воспитания подрастающего поколения, а особенно - дошкольников. На базе нашего детского сада проведено исследование формирования гармоничных межличностных взаимоотношений дошкольников в социуме через миротворческое воспитание. Для проведения эксперимента была создана предметно-развивающая среда, обучен педагогический состав, подготовлены дети старшего дошкольного возраста, проведена работа с родителями. В связи с решением данной проблемы становления гармоничных межличностных взаимоотношений дошкольников в социуме через миротворческое воспитание в детском саду разработана, как сказано было выше, авторская программа «Азы миротворчества» и внедрена в воспитательно-образовательный процесс ДОО. Для проверки эффективности воздействия реализации программы на дошкольников сформирован комплекс диагностических методик.
Перед началом практической работы был проведен психолого – педагогический мониторинг. Результаты диагностики на начало года показали проблемы детей во взаимоотношениях с окружающим миром, так как у ребят старшего дошкольного возраста довольно высокие показатели тревожности, агрессии и неуверенности. Затруднения возникли в вопросах о традициях, о правах ребенка, понятие «толерантность» ребятам не знакомо.
Воспитывая миротворчество у дошкольников, мы опирались на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Реализовывая программу «Азы миротворчества» мы провели много интересных мероприятий, и с детьми, и с родителями, и с сотрудниками, формирующих миротворческое сознание. Это занятия, беседы, игры, экскурсии, праздники такие как: экскурсия в краеведческий музей, в библиотеку, акция «Грубости и злословию – нет!», досуг «Давайте говорить друг другу комплименты!», праздник «День добра», «Дружба живет вместе с нами», «Защитники Отечества», «День мужества»; конференция «Воспитываем будущего гражданина», мастер – класс «Игры и упражнения для снятия страхов и повышения уверенности в себе», родительское собрание на тему «Толерантность в разрешении конфликтов», деловая игра на тему «Тест на толерантность», семинар – практикум на тему «Формирование ключевых компетенций в социально – нравственном воспитании дошкольников» и другие.
На конец года видно отсутствие агрессивности у ребят старшего дошкольного возраста. Высокая самооценка и низкий уровень тревожности – хорошая динамика по результатам работы в программе. Сравнительный анализ результатов начала и конца года показал, что воспитанники стали более дружелюбными, отзывчивыми на чужую боль. Детей, которые не имеют в группе постоянного друга, в основном играют в одиночестве или с разными группами детей не выявлено. К концу учебного года дети стали свободно объяснять такие понятия как «миротворчество», «толерантность». Увеличился уровень эмоциональных связей дошкольников, повысилась самооценка, а агрессивность резко снизилась. Объем знаний по теме «Толерантность и миротворчество» увеличился: расширился как пассивный, так и активный словарь ребенка.
Внедрение системной, целенаправленной работы позволяет получить более высокий уровень интеллектуального, эмоционального, нравственного и речевого развития, что свидетельствует об эффективности авторской программы «Азы миротворчества» по формированию гармоничных межличностных взаимоотношений дошкольников в социуме через миротворческое воспитание и целесообразности ее использования в образовательном и воспитательном процессе дошкольных учреждений РФ.
Формированием толерантности и миротворчества у детей мы занимаемся, начиная со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Наша программа предъявляет особые требования к организации предметно – развивающей среды в группах. Мы предлагаем оформить в группах Уголки миротворчества и толерантности, где дошкольники могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о Родине, различных национальностях, армии и т. д. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного села (города, родной страны, столицы, разных народов, армии, родов войск и многое другое. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации военной техники, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флагов, куклы в национальных костюмах. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия, способствующие развитию нравственных и патриотических чувств, например:
Праздничный концерт ко Дню пожилого человека;
Акция «Твори Добро»;
Праздник «День толерантности»;
Досуг «Когда семья вместе – душа на месте»;
Спортивно – музыкальный праздник «Солдатушки – бравые ребятушки».
Проект «Мы помним героев»;
Праздник «День Победы;
Праздник «День защиты детей»
Мы считаем, что формирование толерантности и миротворчества должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и в непосредственно образовательной деятельности.
В статье «Боль планеты» (1933г.) Николай Рерих писал: «Конституция человеческая по сущности своей позитивна, созидательна, и разлагающие элементы не что иное, как продукты невежества. Ведь оно, это темное невежество, засоряет ум, сушит сердце, засоряет и иссушает всю планету. Зов о культуре, зов о мире, зов о творчестве и красоте достигнет лишь ухо, укрепленное истинными ценностями».
Именно выявление и донесение до детского сознания этих великих и общих для всех народов ценностей и должно стать одним из стратегических направлений культуры мира и педагогической концепции миротворчества. Идея «Общечеловеческие духовные ценности - детям» положена нами в основу программы «Азы миротворчества».
Многообразие народов, населяющих нашу планету, прекрасно, но еще прекрасней оно станет при осознании своего единства. К такому просвещению и образованию, на наш взгляд, и должно вести истинное миротворчество. Миротворчеству в XXI веке альтернативы нет!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : Методическое пособие. -М., 2005.
2. Бардовская Н. В., Рван А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2001.
3. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М. :ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников : Пособие для педагогов ДОУ. Для работы с детьми 5-7 лет. - М., 2008.
5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-104 с.
6. Рерих Н. Знамя мира – Минск «Асар» - 1996г.